Пред.
 |
Просмотр работы: |
След.
 |
16 февраля ’2011
16:06
Просмотров:
28105

Алла Тимченко. Сотворение мира.
«Художник вовсе не должен быть верен природе, он
должен быть верен искусству».
Гете
Весной 2009 года в Москве с успехом прошла выставка «Черногория с палитры русских художников». Вся красота этой удивительной страны была представлена на картинах, которые заняли почти целый этаж ЦДХ. В основном, это были пейзажи дореволюционных и современных художников. И внезапно посетителей зацепили картины, на которых было изображено впечатление от страны под названием «Черногория». Страны ласкового моря и яркого солнца. Именно эти составляющие всегда пленяют русского человека, привыкшего к долгой зиме. Впечатление – это эмоция, выраженная в красках и формах. Выявление визуального ритма является наиболее сложным способом передачи эмоции в изображении. Им достигается связь между образами мира осязаемого и мира чувственного. Автором этих произведений была московская художница, выпускница педагогического факультета Московского художественного училища памяти 1905 года Алла Тимченко.
Совсем не сразу она пришла к абстракции. Много лет преподавала в Школе художественных ремесел. Но уже тогда у нее, обладавшей виртуозным рисунком, возникло желание постепенно уйти от выхолощенного реализма к форме «наивного искусства». Скрываясь за кажущейся простотой многослойного «наива», художник может выразить что-то глубоко внутреннее, нежное, сокровенное, тайное. Наивное искусство, обогащенное многовековым влиянием иконы, не уступает ей в способе донесения некоего откровения, иногда впрямую используя пространственные композиции и линейные формы. Таким образом, Алла Тимченко постепенно развивала в себе внутреннее стремление к познанию гармонии непосредственно художественными выразительными средствами: формой и красками. Форма, как выражение внутреннего содержания привела ее к умению взвешивать взаимодействия цветовых сочетаний: теплых с холодными, светлых с темными. Эти взаимодействия и вызывают переживания, создавая некую психологическую вибрацию у зрителя. В связи с этим, произведение искусства начинает жить своей самостоятельной жизнью и непосредственно влиять на восприятие его человеком. Мир, созданный художником на холсте, превращается в визуальную реальность. Справившись с поставленной задачей, она не остановилась на достигнутом, а пошла дальше по пути самосовершенствования. Переходом от фигуративности к абстракции можно назвать серию картин, объединенных темой азбуки, где в основе смысловых ассоциаций нужно искать концепт. Работы эти родились в процессе увлечения изучением происхождения русского алфавита. Основой послужили славянские пиктограммы. Буква – А (сила), И – благосостояние, У – успех, Ы – здоровье и т.д. Картины «Формула богатства» и «Формула успеха» представляют собой сочетание символических изображений животных и предметов, например (лев – богатство, змея – выбор между добром и злом, шахматная доска – везение/невезение, лестница – падение) и цветовых сочетаний (желтый цвет – символ золота). Внедрение актуальных тем современной жизни в произведения и их осмысление посредством живописи предполагают максимальную самореализацию. В размышлении о тайных смыслах Бытия, сокрытых в глубинах непознанного, художница стремится докопаться до истины, только ей доступной. И выразить свою мысль единственно верным способом, подвластным живописцу. Как правило, в произведениях Аллы Тимченко присутствует изображение лабиринта, как символа поиска человеком своего пути, верного или неверного. Именно этот выбор и приводит к результату, позитивному или отрицательному. И пройдя свой путь самовыявления, художница останавливается на абстрактной живописи, постепенно отходя от фигуративности, как на картине «Отражение», где, приглядевшись, можно увидеть ее автопортрет.
Только некоторые элементы живой природы будут вкраплены в основной контекст картин, как знаковые системы цивилизации. Например, «Сотворение мира» - отсылает нас к библейскому сюжету об Адаме, где обойтись без изображения человека нельзя, так как нет вещи без образа. Библейский рай предстает перед нами в виде калейдоскопа смысловых и цветовых ассоциаций. Наверное, первый человек на земле
был счастлив a priori, потому что был любим Богом. Он был оберегаем и защищен. Вокруг него существовал удивительный мир, созданный по закону Гармонии, охраняемый и прекрасный. И эта красота являлась божественной красотой. И первая женщина являла собой воплощение божественной красоты. Она была одухотворенной и женственной, умеющей созерцать тот первозданный мир, в котором им двоим посчастливилось жить. Не ведая о формуле гармонии, отстранившись от своего могущественного защитника, человек захотел быть обыкновенным человеком, не обремененным ответственностью, но способным строить жизнь по своим законам, на изучение которых ушли тысячелетия. Мелькающие на картине тени, проявляются внезапностью фактур, оживляя тем самым привычные штампы восприятия природных явлений. Редко используемые жесткие формы квадратов, треугольников, ромбов и пирамид здесь не вытесняются мягкими, плавными формами эллипсов и полукружий, будто обтекающих землю, только что сотворенную. Главный символ грехопадения человека – яблоко – отчетливо выделяется между фигурами Адама и Евы на переднем плане. Все пространство картины окаймляет изображение гигантского лабиринта, нависающего над прародителями рода человеческого, которым предстоит долгий путь возвращения к Богу. Мир на полотнах Аллы Тимченко, логически выстроенный и строго подчиненный законам художественного бытия, на первый взгляд достаточно сложен для восприятия. Сюжеты ее картин неоднозначны и ассоциативны, что нацеливает зрителя располагать определенной информацией. Цветовые сочетания создают атмосферу ирреальности и погружают в неизведанное, которое кажется таким доступным. Музыка цвета – это воплощенная красота мира. Музыка для глаз. Форма, цвет и ритм в живописи взаимосвязаны между собой и необходимы друг другу для вовлечения зрителя в водоворот изображаемого. Только с их помощью можно почувствовать те энергетические силы, которые были привлечены художницей для достижения поставленных перед собой задач иногда интуитивно, иногда целенаправленно. Так хочется познать тайну вечной красоты и донести ее до зрителя, создав свой мир, воплощенный красками в замкнутом пространстве холста в формах, доступных для восприятия современного человека. Ведь художник тоже современник своему технократическому веку, живущий в реальном времени переустройства жизни. Жизни, полной тревог и отвлеченности от Бытия. Приблизить человека к познанию мироустройства, подтолкнуть его к самосовершенствованию и подарить ключ от двери, ведущей к тайне вечной красоты – эта миссия для Аллы Тимченко оказалась вполне выполнимой. Большой опыт преподавательской деятельности научил ее систематизации знаний и навыков, привил вкус к достижениям культуры прошлого. Художники конца ХХ и начала ХХI вв. пытаются, и небезуспешно, подойти к познанию мира Горнего. Темы поиска смысла Бытия, понятия духовности заставили некоторых из них обратиться к осмыслению действительности в формах абстрактной живописи и найти адекватные приемы для их художественного воплощения. Не осталась в стороне от этих поисков и Алла Тимченко, работы которой экспонировались в Галерее на Малой Грузинской, ЦДХ, Малом Манеже, в Московской городской думе, на выставках «Русские художники» во Франкфурте-на-Майне и «Традиции и современность» в московском Манеже. Реализовав себя в ранее созданных произведениях, художница готовится к будущим.
Опубликовано в журнале «Юный художник», 2009 г. № 12
Свидетельство о публикации №16659 от 16 февраля 2011 года
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи