Ощущать себя круглым идиотом всегда очень неприятно. Это, так сказать, весьма пагубно влияет на самооценку. Но, поверьте, еще хуже ощущать себя круглым идиотом, которого поимели по полной программе, а затем избавились по ненадобности…
На самом деле это не совсем было так… Но ощущения у Олеси были именно такие…
Когда Александр позвонил дражайшей супруге директора и сказал, что больше не может работать без выходных, она почему-то была просто в шоке. Оказалось, что Оля, милостиво позволившая батракам гнуть на нее спину, никак не ожидала от них такой подлянки и подставы. Они с мужем, очевидно, были свято уверены в том, что, взяв Александра на работу, они тем самым облагодетельствовали их обоих с Олесей настолько, что они теперь должны были быть преданы своим хозяевам по гроб жизни. А потому не имели никакого морального права выкидывать подобные фортели и должны были как-то сами решать все свои насущные проблемы, - тем более, с графиком, сменщиками и выходными. А тут вдруг - такой облом!.. И добрым хозяевам приходится снова возвращаться к мысли о том, что необходимо опять искать второго сотрудника в салон, чтобы он не простаивал пустым по выходным…
Вот беда, так беда… А они-то наивно полагали, что уже решили этот вопрос к всеобщему обоюдному согласию… Сотрудники рады стараться, подменяя друг друга; все салоны функционируют, и у начальства нет никакой головной боли…
Через некоторое время после этого разговора, Оля, - очевидно, проведя внеочередное совещание с Ваней и обсудив с ним возникшую вдруг так неожиданно проблему, - перезвонила Александру. При этом она снова включила свой любимый режим милой, доброй, заботливой и участливой собеседницы и очень прямо по-хорошему, с мольбой в голосе, попросила его, - ну, и Олесю, разумеется через него!.. - продержаться еще всего две недели. Они с Ваней, мол, решили вообще закрывать этот салон, как совершенно нерентабельный, неперспективный и не приносящий никакой прибыли. И им сейчас нужно буквально еще несколько дней на то, чтобы утрясти все имеющиеся юридические формальности, решить проблемы с арендой и куда-нибудь вывезти мебель.
Оля также клятвенно заверила Сашу, что они с Ваней прямо сразу же после этого непременно откроют салон в другом торговом центре и тут же снова возьмут его к себе на работу, потому что он им очень-очень сильно нравится… Ведь он так хорошо работает, такой ответственный, такой надежный…
Это, очевидно, было добавлено уже для того, чтобы окончательно задобрить…
Все это было, конечно, весьма грубой лестью, но Оля обладала уникальной способностью говорить так, что это звучало очень искренне. С надрывом, со слезой в голосе, с кучей благодарностей… Саша аж купился на какой-то миг и спросил Олесю, смогут ли они с ней продержаться еще пару недель?..
Тогда уже Олеся, которая до сих пор старалась соблюдать нейтралитет и держаться чуть в стороне, не выдержала и сама перезвонила Оле. И еще раз повторила, что уже три месяца вкалывает почти без выходных, которые ей на данный момент стали необходимы уже гораздо больше, чем работа вообще. И что при двенадцатичасовом рабочем дне продолжать геройствовать в таком ритме просто нереально, потому что она вскоре уже попросту сама угодит на больничную койку, если не остановится.
Да, она изначально была готова помочь и вполне осознанно вызвалась на это. Да, Александр тоже готов был поработать без выходных, - но не столь же продолжительное время!.. Речь изначально шла, максимум, о двух неделях, - а получается, что всему этому конца-края не видно!.. И она, Олеся, которая и в своем-то салоне работает практически без сменщицы, больше просто физически не в силах продолжать подменять еще и Сашу, который тоже, к сожалению, не железный!..
В ответ Олеся вновь услышала проникновенные охи и ахи, сопровождаемые мольбами Оли потерпеть еще всего неделю, - ну, максимум, две!.. Они с Ваней решили уже все точно и бесповоротно. Данный салон оказался совершенно убыточным; он не приносит ожидаемой прибыли и не компенсирует вложенные в него огромные деньги, - и поэтому они однозначно будут его закрывать. При этом у них нет никаких претензий к Саше, - напротив, им очень нравится, как он работает!.. Проблема кроется лишь в самом торговом центре и в полном отсутствии хоть какой-то рекламы… И они с Ваней уже договорились насчет аренды помещения в другом торговом центре, где они планируют открывать новый салон, - и это буквально вопрос нескольких дней… И, разумеется, они непременно возьмут туда Сашу, - вот только помогите, потерпите еще чуток, поработайте еще немного без выходных!..
Честно говоря, на тот момент Олеся уже не была уверена в том, что вообще хочет, чтобы Александр продолжал работать в этой организации, - пусть даже и в другом салоне, находящемся в более раскрученном торговом центре. Олесю совершенно не устраивало, как у него складываются отношения с Ваней, и она вполне справедливо полагала, что со временем эта ситуация может только ухудшиться еще больше и вылиться в открытый конфликт. А до этого, разумеется, доводить не следовало.
А кроме того, Олесе казалось, что Саша и сам уже по горло сыт и этой чудесной работой, и этим славным директором. А потому вряд ли он сам вообще захочет переходить в другой торговый центр. Скорее уж, ему стоило просто поискать другую работу.
Но, тем не менее, Олеся снова поддалась на слезные мольбы и пошла на поводу у Оли, пообещав ей продержаться еще пару недель.
Саша, разумеется, тоже был далеко не в восторге от такого положения вещей, но, тем не менее, он сам сказал Олесе, что они должны поступить по-человечески и по-хорошему завершить свою работу здесь. А вот что касается устройства в новый салон, - то Саша сразу же сказал, что он туда не пойдет. И Олеся была с ним согласна в этом вопросе целиком и полностью.
Сразу же после этого памятного разговора Оля пропала с радаров. Заручившись согласием сотрудников не бросать салон, она больше не звонила и не писала. Невозможно было даже понять, как идут дела с закрытием этого салона и открытием нового, потому что никакой информации по этому поводу не было.
Зато на этом фоне вдруг резко активизировался Ваня. Он регулярно, не по одному разу в день, начал звонить Александру и постоянно пытался его за что-то отчитывать. Тот самый флегматичный добряк Ваня, который обычно месяцами не связывался со своими сотрудниками. Но сейчас для него, похоже, весь мир сосредоточился на Александре и его салоне, и он целыми днями только и искал повод, к чему бы еще можно было придраться…
И это избыточное внимание директора уже не просто раздражало и напрягало. Это начинало откровенно бесить.
Олеся даже вполне обоснованно заподозрила, что Ваня просто нарочно изо всех сил пытается вывести Сашу из себя и вынудить уволиться. Возможно, так оно и было в действительности, потому что никаких других разумных объяснений Ваниному поведению просто не было.
Все его придирки реально были абсолютно беспочвенны. Бессмысленны, - уже одним только тем, что все они - до единой!.. - относились к графе “Примечания”.
Это попросту могло бы быть смешно, если бы не было так грустно…
Дело в том, что за все время работы у Саши не было ни одного реального косяка. Во-первых, он сам всегда очень аккуратно заполнял документы и внимательно назначал доставки. Во-вторых, Олеся всегда перепроверяла все его заказы, особенно поначалу, а потому прекрасно знала, что ошибок в них нет и просто быть не может. Но!..
В программе имелась графа “Примечания”. И рядом с ней, в скобочках, была Ванина пометка: “Здесь пишем для себя! Ни клиент, ни водитель этого не увидят!” Чего только в процессе работы Олеся со сменщицей не писали в этих “примечаниях”!.. Описывали какие-то возникшие проблемы, чтобы потом не забыть о них, характеризовали клиентов, если с ними возникали трудности… Иногда целые трактаты получались!.. А уж об обычных пометках, типа, “позвонить тогда-то” или “оплатит при получении”, - вообще упоминать не стоит… И никогда - никогда!!! - Ваня не делал им никаких замечаний по этому поводу!..
Зато в Сашиных “примечаниях” он вдруг начал цепляться к каждой такой фразе, к каждой запятой, буквально… Зачем ты написал “частичная оплата”, - это и из самого заказа видно!.. Зачем писать “нужна доставка в выходные”, - если ты и так уже поставил на доставку!.. А ничего, что она может сорваться, - и это происходит регулярно, - и потом, назначая ее повторно, очень трудно бывает припомнить все пожелания клиента?.. Зачем указывать здесь дополнительный телефон, - прописывай его прямо в заказе!.. И вообще, - нечего здесь ничего писать; все и так из заказа видно!..
Сашины вполне разумные пояснения, что ему так удобно, чтобы нужная информация сразу же была на виду, категорично отвергались с ходу: “Можно открыть заказ и все увидеть! Нечего загрязнять программу всякой ерундой!..”
Хотя, вообще-то, эта графа как раз и существовала для того, чтобы можно было увидеть всю нужную информацию, не открывая сам заказ…
Признаться честно, совершенно неадекватное поведение Вани давно уже перестало казаться смешным или забавным. И даже Олесино неиссякаемое чувство юмора начало давать сбой. Потому что это был уже самый настоящий и натуральный маразм.
В итоге, Саша просто перестал писать примечания. Но Ваню было уже не остановить. Он все равно упорно продолжал выискивать какие-то недочеты и промахи. И даже когда после очередного прояснения ситуации выяснялось, что это вовсе даже и не недочеты, он все равно не мог угомониться и находил новый повод хоть к чему-то придраться.
Олеся так никогда и не смогла понять, чего он вообще хотел всем этим добиться. Очевидно, пытался навсегда отвратить ее сына от работы в продажах. Ну, что ж, в этом он, в принципе, весьма и весьма преуспел, - надо отдать ему должное!.. Саша уже решил, что будет в дальнейшем искать работу в любой другой отрасли, - но продаж с него хватит!.. Самое главное, что всего этого самодурства и дикости было достаточно уже даже и для Олеси… И она тоже всерьез задумалась о том, что, как только этот салон закроется, и Саша найдет другую работу, ей тоже следует заняться поисками. Потому что она больше не хотела иметь дело с этими людьми, - и, тем более, не желала продолжать работать на них.
Неделя прошла… За ней вторая… А потом и третья… О скором закрытии салона разговор больше не заходил… Олеся с Сашей продолжали работать в прежнем ритме, в лучшем случае, с одним выходным в неделю, перекрывая друг друга… Более того, у Олеси было немало общих знакомых с Олей и Ваней, и вот они-то регулярно передавали ей информацию, из которой следовало, что хозяева на самом деле вполне довольны работой салона и закрывать его вовсе даже и не планируют. Но вот только сообщить об этом своим уставшим сотрудникам они не посчитали нужным…
Как-то все это уже просто начало выходить за грань допустимого…
Похоже, решение о прекращении сотрудничества с данной организацией назревало само собой. Разговаривать по-человечески с той же Олей и как-то еще пытаться решить проблему к обоюдному согласию больше не представлялось возможным. Это означало лишь нарваться на очередную волну притворного сочувствия, лицемерных ахов и охов, - и потом остаться на тех же самых позициях. И это - не говоря уже о том, что сам Ваня вообще все это время вел себя на редкость неадекватно… Но на самом деле, похоже, директора и его жену все устраивало. Какие-то робкие жалобы и претензии своих сотрудников они попросту пропускали мимо ушей, не собираясь ничего менять либо же просто надеясь на то, что все само собой как-нибудь разрешится.
Но Олеся тогда уже прекрасно понимала, что само это не разрешится никогда. И после четырех месяцев работы в таком ритме ей уже представлялось более, чем соблазнительным, попросту уволиться сейчас, а потом, пару недель честно отдохнув, прийти в себя и найти другое место работы.
Этот цирк действительно пора было заканчивать. А также давно уже пора было прекратить быть хорошей, милой, трудолюбивой и ответственной, - в ущерб своим собственным интересам.
И сложившиеся обстоятельства просто сами собой подталкивали ее к этому решению.