16+
Лайт-версия сайта

Долгое эхо клеветы

Литература / Мемуары, публицистика / Долгое эхо клеветы
Просмотр работы:
29 марта ’2025   10:28
Просмотров: 238


Олег Яненагорский, Литературный дневник. 29 марта 2025 г.

В марте получил из Тобольского государственного архива цифровую копию небольшого дела (всего 14 страниц). Правильно было бы назвать это не «делом», а аналогом «обвинительного заключения», поскольку там есть ссылки на результаты осмотра, свидетельские показания, упоминания об изъятых письмах, телеграммах, фотокарточках, а также прочих следственных действиях.
С экрана компьютера «дохнула» моя следственно-прокурорская молодость – привычный канцелярско-юридический стиль, давно знакомые слова: осмотр, изъятие, свидетели, обвиняемый. Хотя контекст, совершенно иной – дело была начато 7 мая 1907 г. Тобольской духовной консисторией. Для тех, кто не знает поясню, что это учреждение епархиального управления и духовного суда Русской православной церкви, непосредственно подчинённое епархиальному архиерею и подведомственное Святейшему Синоду. По сути в консистории сочеталось оперативно-розыскная и следственная деятельность и судебная функция по делам вероисповедания.
Полное название «Дело по обвинению гражданина слободы Покровской Тюменского уезда Григория Ефимовича Распутина-Нового 42 л. В распространении им лжеучения подобного хлыстовского и образования общества последователей своего лжеучения».
Тут надо уточнить, что несмотря на императорский Указ от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости», который устанавливал, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных последствий», обвинение в хлыстовстве оставалось «делом серьёзным».
Российская дореволюционная пресса особенно либеральная, долгие годы раздувала клевету о хлыстовстве Распутина, не обращая внимание на результаты расследования, проведенного Тобольской консисторией. Причем «логика была железной» - раз нет никаких доказательств, значит обвиняемый хорошо маскируется в течении многих лет и «надо лучше искать». Вариант «нет доказательств, потому что не было правонарушения» не рассматривался принципиально.
Следствие 1907-1908 гг. не нашло никаких доказательств хлыстовства Распутина. Не нашлось таких доказательств и в ходе нового расследования в 1912 г.
Но самое интересное в том, что после так называемой «февральской революции», провозгласившей все мыслимые либеральные свободы, в том числе – свободу совести и вероисповедания, новое следствие опять искало следы «распутинского хлыстовства». Казалось бы, что это – «уже история», Распутин убит, все вероисповедания и секты, включая хлыстов, разрешены. Выражаясь современный языком – это уже «не пятно на биографии». Но видно, что-то сильно тревожило «февралистов-либералов» и масона А.Ф.Керенского, если понадобилось новое следствие по «делу убитого Распутина».
В материалах архивных дел разных лет можно прочитать практически одинаковые свидетельства и выводы.
1907-1908 гг. Священник слободы Покровской Петр Остроумов Распутина знает с 1897 г.: «Обвиняемый и все его семейство неопустительно исполняют долг исповеди и Св. Причащения. В семействе у него состоят: жена, трое малолетних детей и старый отец. Занимается Распутин сельским хозяйством в среднем размере и ведет таковое все сам, а в последние года, во время отлучек его, хозяйством заправляют семейство… Ежегодно ходит пешком на богомолье по монастырям…».
1912 г. «… Религиозное настроение Распутина, по-видимому, не изменяется. На богослужение в церковь он ходит по-прежнему почти неопустительно. На последней седмице Великого Поста он говел…».
Об этом говорили односельчане, писали местные священники. В 1912 г. дело о «хлыстовстве» Распутина возобновил Архиепископ Тобольский Антоний (Каржавин). Он лично курировал расследование. А после его окончания написал сделал вывод, что дело 1907 г. было возбуждено из-за невежества, и что Распутин – добропорядочный христианин.
Но кого интересуют архивные дела и мнения православных иерархов, если до сих пор есть спрос на клевету начала ХХ века?

P.S. Что порождало подозрения Распутина в хлыстовстве в 1907 году? Вы только не смейтесь – он не ел мяса, не курил и не употреблял алкоголь …

Фото Г. Распутина из общедоступных и бесплатных интернет-источников
Оценили 0 человек

Долгое эхо клеветы
Олег Яненагорский, Литературный дневник. 29 марта 2025 г.

В марте получил из Тобольского государственного архива цифровую копию небольшого дела (всего 14 страниц). Правильно было бы назвать это не «делом», а аналогом «обвинительного заключения», поскольку там есть ссылки на результаты осмотра, свидетельские показания, упоминания об изъятых письмах, телеграммах, фотокарточках, а также прочих следственных действиях.
С экрана компьютера «дохнула» моя следственно-прокурорская молодость – привычный канцелярско-юридический стиль, давно знакомые слова: осмотр, изъятие, свидетели, обвиняемый. Хотя контекст, совершенно иной – дело была начато 7 мая 1907 г. Тобольской духовной консисторией. Для тех, кто не знает поясню, что это уч¬ре¬ж¬де¬ние епар¬хи-аль¬но¬го управ¬ле¬ния и ду¬хов¬но¬го су¬да Рус¬ской пра¬во¬слав¬ной церк¬ви, не¬по-сред¬ст¬вен¬но под¬чи¬нён¬ное епар¬хи¬аль¬но¬му ар¬хие¬рею и под¬ве¬дом¬ст¬вен¬ное Свя¬тей¬ше¬му Си¬но¬ду. По сути в консистории сочеталось оперативно-розыскная и следственная деятельность и судебная функция по делам вероисповедания.
Полное название «Дело по обвинению гражданина слободы Покровской Тюменского уезда Григория Ефимовича Распутина-Нового 42 л. В распространении им лжеучения подобного хлыстовского и образования общества последователей своего лжеучения».
Тут надо уточнить, что несмотря на императорский Указ от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости», который устанавливал, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных последствий», обвинение в хлыстовстве оставалось «делом серьёзным».
Российская дореволюционная пресса особенно либеральная, долгие годы раздувала клевету о хлыстовстве Распутина, не обращая внимание на результаты расследования, проведенного Тобольской консисторией. Причем «логика была железной» - раз нет никаких доказательств, значит обвиняемый хорошо маскируется в течении многих лет и «надо лучше искать». Вариант «нет доказательств, потому что не было правонарушения» не рассматривался принципиально.
Следствие 1907-1908 гг. не нашло никаких доказательств хлыстовства Распутина. Не нашлось таких доказательств и в ходе нового расследования в 1912 г.
Но самое интересное в том, что после так называемой «февральской революции», провозгласившей все мыслимые либеральные свободы, в том числе – свободу совести и вероисповедания, новое следствие опять искало следы «рас путинского хлыстовства». Казалось бы, что это – «уже история», Распутин убит, все вероисповедания и секты, включая хлыстов, разрешены. Выражаясь современный языком – это уже «не пятно на биографии». Но видно, что-то сильно тревожило «февралистов-либералов» и масона А.Ф.Керенского, если понадобилось новое следствие по «делу убитого Распутина».
В материалах архивных дел разных лет можно прочитать практически одинаковые свидетельства и выводы.
1907-1908 гг. Священник слободы Покровской Петр Остроумов Распутина знает с 1897 г.: «Обвиняемый и все его семейство неопустительно исполняют долг исповеди и Св. Причащения. В семействе у него состоят: жена, трое малолетних детей и старый отец. Занимается Распутин сельским хозяйством в среднем размере и ведет таковое все сам, а в последние года, во время отлучек его, хозяйством заправляют семейство… Ежегодно ходит пешком на богомолье по монастырям…».
1912 г. «… Религиозное настроение Распутина, по-видимому, не изменяется. На богослужение в церковь он ходит по-прежнему почти неопустительно. На последней седмице Вели¬кого Поста он говел…».
Об этом говорили односельчане, писали местные священники. В 1912 г. дело о «хлыстовстве» Распутина возобновил Архиепископ Тобольский Антоний (Каржавин). Он лично курировал расследование. А после его окончания написал сделал вывод, что дело 1907 г. было возбуждено из-за невежества, и что Распутин – добропорядочный христианин.
Но кого интересуют архивные дела и мнения православных иерархов, если до сих пор есть спрос на клевету начала ХХ века?

P.S. Что порождало подозрения Распутина в хлыстовстве в 1907 году? Вы только не смейтесь – он не ел мяса, не курил и не употреблял алкоголь …

Фото Г. Распутина из общедоступных и бесплатных интернет-источников






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Да будут наши божества Вино, Свобода и Веселье!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
ОТЦВЕЛА СИРЕНЬ (ВЛАДЛЕНА ДЕНИСОВА, АЛЕКСАНДР ЛОМТЕВ) https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/other/2658553.html?author#editForm

139

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft