Пред.
 |
Просмотр работы: |
След.
 |
16 августа ’2025
12:31
Просмотров:
107
Дорогие читатели!
Собирая материал для написания книги о братьях Орловых, наткнулись на сведения о первой известной (императорской!) прививке от оспы в России...
Профессиональная принадлежность одного из авторов, несомненно, сыграла свою роль в том, что возник этот рассказ. В котором все остальные герои - в том числе, блистательный граф Орлов, сама государыня-матушка Екатерина II, - герои важные, но всё же отступили на второй план!
А первое место в сердце по крайней мере одного автора занял английский врач, доктор Димсдейл, - как собирательный образ профессионала, которых я знала немало. Умные, добрые, любящие, всепрощающие, слегка помешанные на том, что делают. Готовые ехать на край света, подвергаться опасностям ради людей чужих и своего Дела.
Это не этническая общность - врачи. Это - профессиональная: людей, имеющих в сердце - Дело, которому служишь...
Манана Какабадзе. Олег Фурсин.
Будущий граф священной Римской империи, будущий победитель английского парламента в споре за коллекцию Роберта Уолполла (10), - был небрежным политиком (11), - но прекрасным знатоком человеческих душ...
И скоро друзья Димсдейла, двое наиболее близких к нему друзей, стали говорить ему о долге и славе труженика. О бесстрашии, которое было свойственно Уильяму Пенну, да и деду Томаса. О том, что Англии положен свой удел по всему свету, а почему не в России? Если на удаленном континенте есть место под названием “Пенсильвания”, то почему бы в незнакомой толком огромной стране, занимающей полконтинента, здесь и сейчас, - под покровительством просвещённой государыни, - не может быть содружества квакеров под собственным именем Томаса Димсдейла?
Нет, ничего подобного пообещать Алексей Семёнович Мусин-Пушкин Димсдейлу не мог. Но почто не повесить рыбу перед носом у учёного старца, пусть плывёт! Денег на дорогу дадут, при благополучном исходе дела (Господи, помилуй!) дадут неизмеримо больше. Приоденут, да хоть в соболя, пусть греется, этот чудак и посреди лета топит камин... Слово дадим, что при любом исходе домой отпустим! Ах, клятв не признаёт? Мне же лучше, греха на душу не возьму!
Но последним и решающим аргументом стало то, на что Мусин - Пушкин посчитал
возможным намекнуть при личной встрече. Оспу надо будет привить высочайшим особам в империи!
Да, это решило дело. Не приём в посольстве, не очарование Пушкина (оно наличествовало в избытке!).
И квакер, доктор Томас Димсдейл, нарушил молчаливую молитву (12) единомышленников. Он встал в доме, где трепещущие молились, обратив на себя взоры. И сказал: “Я поеду в Россию! Прививать против оспы. Так сказал мне Господь. Я услышал!”.
Ах, бедная женщина, бедняжка-жена. Она ведь тоже услышала...
Впоследствии доктор писал об этом: “Я убедился важностию дела, особенно соображая неизмеримую ценность жизни обеих значительных особ, от которых зависела Российская империя. То, чего от меня хотели, я считал обращением к моей чести, и я не мог отказаться, не сделав низости, недостойной англичанина”...
28 июля 1768 года доктор в сопровождении одного из сыновей, студента медицины Эдинбургского университета Натаниэля (сколько ж слёз пролила его мать в подушку! но не могла же она смущать своей слабостью героических сына с отцом), отправился в Россию...
Тысяча фунтов стерлингов только на дорожные расходы! Государыня русских была неизмеримо щедра... Доктор мог позволить себе экипаж с крепким кузовом, с большим вместилищем для провизии...Он купил себе пистолет! новенький английского производства кремнёвый пистолет, с латунным стволом...
А как же иначе внушить другим уважение к себе и вежливость? Нет, доктор обладал запасом терпения, сочетал его с изрядной долей весёлости, и это немало значит в жизни. Но! то, что хорошо в Англии, как ещё устроено в России ? Будучи уверенным в том, что дорога не обойдется без мошенничества, он всё же лелеял надежду на то, что нетрудно будет найти законную защиту, обратившись к местному начальству...А пистолет пусть будет! Правда, стреляет громко, доктор подпрыгивал от ужаса всякий раз при выстреле. Натаниэлю пистолет нравился, что означало - держать надо оружие подальше. Неизвестно, сумеет ли доктор Димсдейл воспользоваться тогда пистолетом вообще... Но само его наличие - уже успокаивает душу.
Путешествовали “сносно”. Что означает - не отдали Богу душу на российских рытвинах и ямах... Провизию они запасли в достаточном количестве, и ради еды в трактирных домах не останавливались. Разве что ночами хотелось прилечь, вытянуть ноги...
Вытягивали. Дни летели...
Продолжение следует...
Авторы приносят извинения за большое количество сносок. Как оказалось, оба любят их с детских лет! Оба утверждают, что ещё в детстве получали из них сведения исторические, иногда больше и глубже, чем в учебниках, которые грешили умолчаниями и искажениями. Если не считать английских и иных переводов (шлите свои замечания, владеющие языком, Гугл-переводы часто грешат стилистическими и прочими ошибками), можно сноски и не читать, смысл не потеряется. А нам - приятно!
10. Ро;берт Уо;лпол, 1-й граф О;рфорд (уст. Вальполь, англ. Robert Walpole; 26 августа [5 сентября] 1676, Хоутон, Норфолк — 18 [29] марта 1745, Сент-Джеймс, Большой Лондон) — британский государственный и политический деятель].
Рыцарь ордена Подвязки и Рыцарь компаньон ордена Бани, наиболее могущественная фигура в британской политической жизни 1720-х и 1730-х годов. Первые короли Ганноверского дома нашли в Уолполе верную опору. Он избегал впутывать страну в европейские войны и берёг военные и экономические силы для отражения возможных якобитских вторжений.
В 1721 году он стал первым лордом казначейства, а с 1730 года, после ухода в отставку лорда Таунсенда, оставался главой правительства вплоть до 1742 года. Он возглавлял правительство дольше, чем кто-либо в истории Великобритании, и считается первым британским премьер-министром. Этот термин тогда ещё не использовался, но Уолпол имел влияние на кабинет, аналогичное позднейшим премьерам.
11. Мусин-Пушкин и впрямь был небрежен в определенном смысле, его депеши раздражали Екатерину отсутствием чисто политической аналитики и информации. Умудриться не отправить депешу по поводу войны, объявленной Испанией Англии (императрица узнала о ней из газет!) - это исторический анекдот, которому нет аналогов. Но интересны его донесения, касающиеся государственных учреждений и промышленности Англии, которые Екатерина II внимательно прочитывала (в частности, он впервые приводил статистические таблицы). Мусин-Пушкин особо ратовал за участие русских купцов во внешних торговых отношениях, находившихся всецело в руках иностранцев, предлагал учредить в Петербурге «генеральную купеческую компанию» наподобие английской. В декабре 1778 через Мусина-Пушкина к императрице обратился Джордж Уолпол, граф Орфорд с предложением купить собрание деда — известного коллекционера и британского премьер-министра Роберта Уолпола. Несмотря на поднятую в английском парламенте кампанию с целью покупки картин в национальную собственность, через два месяца они были приобретены Екатериной II за 40 тысяч фунтов. Коллекция Уолпола обогатила собрание Эрмитажа картинами Рубенса, Ван Дейка, Иорданса, Рембрандта, работами Пуссена и других мастеров.
12. Традиционная молитва кракеров, без присутствия пастора. Люди молятся каждый сам по себе, в молчании. Лишь изредка кто-то из “друзей” может встать и произнести слова - считается, что эти слова от самого Бога.
***
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи