Пред.
 |
Просмотр работы: |
След.
 |
30 июля ’2025
16:42
Просмотров:
173
Мария Александровна Спиридонова (16 [28] октября 1884, Тамбов — 11 сентября 1941) — российская революционерка, прозванная ”эсеровской богородицей”, одна из руководителей партии левых эсеров.
Можно жить, как червь или крот,
Можно жить, как мышь или крыса,
Но когда страдает народ,
И продажной властью унижен,
Где засилье холёных господ,
Где попы призывают к терпенью,
Сапогом растоптали добро,
Ну а жизнь — сплошное мученье.
То тогда родятся они,
Чтоб страданье воплотилось в отмщенье,
Только смерть зарвавшихся гнид,
Будет платой за преступленье.
Пусть же пули и бомбы летят,
Суд сверши, пусть осудят другие,
Будь готов, что разверзнется ад,
Что прошла в своей жизни Мария.
В двадцать два, раздев догола,
Казаки хлестали нагайкой,
Но она не сдаться смогла,
Хоть в тюрьме было тошно и гадко.
После — каторга, Нерчинск, снега,
По этапу, насмешки конвоя,
И барак, за стеною пурга,
Лютым волком прерывисто воет.
Всё стерпела, настал уж февраль,
Революция. Освобожденье.
Но к чему былая печаль,
И к чему жалеть о потерях?
Вот и ушлые большевики,
Захватили и власть и столицу,
Стала им она вопреки,
Да опять попала в темницу.
Снова ссылка — Ташкент, Самарканд,
Вновь тюрьма за правое дело,
Приговор подписала рука,
Час уже недалёк до расстрела.
Привезли в Медведковский лес,
Кляп ей в рот, стреляли в затылок,
Стынет тело на голой земле,
Палачей она не простила.
6 января 1906 года на вокзале Борисоглебска смертельно ранила из револьвера чиновника VI класса — советника тамбовского губернатора Г. Н. Луженовского, выпустив в него пять пуль. Спиридонова при этом выступала исполнительницей приговора партии эсеров, вынесенного Луженовскому за чрезвычайно жестокое руководство карательными отрядами при подавлении крестьянских волнений в губернии, сопровождавшееся массовыми порками; Спиридонова сама вызвалась осуществить теракт. Она выслеживала Луженовского на станциях и поездах несколько дней, пока не предоставился случай убить его. После убийства Луженовского она пыталась застрелиться, но не успела, подбежавший казак оглушил её ударом приклада. На суде она так объясняла свои мотивы:
”Я взялась за выполнение приговора, потому что сердце рвалось от боли, стыдно и тяжко было жить, слыша, что происходит в деревнях после Луженовского, который был воплощением зла, произвола, насилия. А когда мне пришлось встретиться с мужиками, сошедшими с ума от истязаний, когда я увидела безумную старуху мать, у которой пятнадцатилетняя красавица дочь бросилась в прорубь после казацких ласк, то никакая перспектива страшнейших мучений не могла бы остановить меня.”
При задержании Спиридонова была подвергнута истязаниям: врач, осматривавший её в тюрьме, засвидетельствовал многочисленные повреждения. 12 февраля 1906 в либерально-демократической газете «Русь» было напечатано письмо Спиридоновой, переданное из тюрьмы, с описаниями издевательств над ней: по словам Спиридоновой её раздели догола и избивали нагайкой, а затем, в вагоне, над ней сексуально надругался жандармский офицер. Письмо разошлось по всей России и вызвало значительный общественный резонанс, что привело к обширной общественной кампании в поддержку Спиридоновой, широко освещавшейся в прессе, в результате власти были вынуждены провести официальное расследование. 12 марта 1906 года выездная сессия Московского военного окружного суда приговорила Спиридонову к смертной казни через повешение. Шестнадцать дней она провела в ожидании казни, как позже писала Спиридонова, такие моменты навсегда меняют человека. Мария боялась, что не сможет достойно встретить смерть, она сделала человечка из хлебного мякиша и, подвесив его на волоске, часами раскачивала. 28 марта ей сообщили о замене смертной казни бессрочной каторгой, которую она отбывала на Нерчинской каторге. Во время заключения в Бутырской тюрьме популярность Спиридоновой в народе взлетела до небес. По словам её подруги и мемуаристки Александры Измаилович, в народном сознании во фигуре Спиридоновой слились образы «народной заступницы» и «страдалицы».
Расстрел:
8 сентября 1941 года, по представлению народного комиссара внутренних дел СССР Л. П. Берии, Военная коллегия Верховного суда СССР в составе: В. В. Ульриха (председатель Коллегии), членов коллегии Д. Я. Кандыбина и В. В Буканова без возбуждения уголовного дела и без проведения судебного заседания вынесла расстрельный приговор по статье 58-10 части 2 УК РСФСР в отношении 161 заключённого отбывавших наказание в Орловской тюрьме, в том числе и Марии Спиридоновой. 11 сентября 1941 года смертный приговор приведён в исполнение.
Обречённых вызывали по одному. Чекисты запихивали в рот кляп и стреляли в затылок. Тела на грузовиках вывезли в Медведковский лес и закопали.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи