Набег кочевников, времена татаро-монгольского ига. Посмотрим на композицию аллегорически обобщённо – любой вражеский набег на любое поселение в любую эпоху. С унижением и убийством мужчин, изнасилованием и похищением женщин, разграблением религиозных святынь.
Знаменитая скульптура Родена «Мыслитель» играет в представленной композиции роль человека, не предусмотревшего угрозы вражеского нападения. Не додумавшего некую систему безопасности. И жестоко поплатившегося за свою ошибку.
Политолог Андрей Фурсов о главной угрозе для России - нарастающей вероятности "восстания мигрантов в Москве":
"Потому что то количество мигрантов, которое в Москве... Исламистские сети британская разведка контролирует, у меня нет никаких сомнений. То, что в Москве есть бандеровская сеть, у меня тоже сомнений нет, и она тоже контролируется британцами. Моя знакомая спросила одного хорошего чина: почему во время пятничной молитвы даже в мусульманских странах никто не валит такими толпами, как в Москве? А я часто бываю в Москве в пятницу и захожу в книжный магазин "Циолковский", это Новокузнецкая, там толпы мигрантов идут на намаз. И он сказал: руководители диаспор дают команду, чтобы люди шли массой в мечеть и своим видом показывали москвичам, что это сила, тем более что эти люди ходят в бойцовские клубы и т.д. и т.п. Я реально опасаюсь этих вещей" (с).
Добавить здесь вообще нечего. Кроме того, что возможная армия вторжения в нашем тылу: от 6, до 15 млн. голов. А ещё, что диаспоры у нас "доброе государство" упрямо не признаёт даже ОПГ. При том, чт они ведут себя даже не как преступная группировка, а как откровенно подрывной элемент, заняты саботажем и прямой организацией потенциального мятежа в тылу воюющей страны.
В этой ситуации мы можем только повторить вопрос, заданный больше ста лет назад: "Это что: глупость или предательство?" (с).
В зависимости от масштабов разрушаемого поселения и времени событий таким «Недомыслителем» могут быть самые разные люди. Староста деревни, не организовавший отряд местной самообороны, градоначальник, сэкономивший на строительстве крепостных стен, президент, поставивший оборонную промышленность на десятое место в системе своих приоритетов, и т.п. А, может быть, это обыкновенный глава семейства, не починивший засов на воротах и не научившийся стрелять из отцовского ружья.
В качестве двух других основных фигур композиции (всадник и девушка) также использованы широко распространённые статуэтки из литой бронзы. Возможно, что это реплики каких-то когда-то резонансных скульптур с когда-то известным, как в «Мыслителе», авторством. Правда, если это и так, то многочисленные слепки копий с копий и реплик с реплик давно уже увели эти произведения от оригинала (то же самое можно сказать и о задействованном в композиции шедевре Родена).
Метод синтеза скульптурных композиций с использованием готовых изделий бронзового литья реализует очень важный диалектический принцип изобразительного искусства, позволяющий одними и теми же формами выразить разные содержания.
В композициях, синтезируемых этим методом, всегда есть резервы художественного и технического совершенствования исходных изделий и всегда есть необходимость корректировки этих изделий в привязке к разрабатываемому сюжету. Эти процессы реализуются адаптационной подготовкой фигурок и статуэток технологиями резцовой обработки пилами, напильниками, фрезами, надфилями, штихелями, граверами и т.д.
Иногда адаптационная корректировка требует минимальных усилий. Например, в нашей композиции реплика-статуэтка «Мыслитель» просто приподнята и наклонена на 40 градусов вперёд, что создаёт картину падения человека под ударом сапога в спину. Соответственно бронзовыми фрагментами наращена нижняя и задняя части роденовского постамента. Плюс резцовые корректировки, утончающие формы лица и тела.
А вот статуэтка «Девушка» скорректирована радикально, с переходом от вертикального положения к почти горизонтальному, что потребовало сложных вырезок и сложной пофрагментной пайки сползающего платья. Для оценки сложности корректировок в различных случаях интересно проанализировать, чем отличаются скульптуры, полученные из таких же статуэток в композициях «Призраки о.Св.Елены» и «Сусанна и старцы».
В статуэтку всадника заложено разное содержание уже в варианте её автономного восприятия. Торговые сети много лет предлагают эту статуэтку с самыми разными названиями. Это и «Азиатский воин», и «Буддийский Бог войны», и «Буддийский Бог богатства» и т.д.
Я приобрёл её очень давно в Измайлово, в варианте «Соколиная охота», что-то перекликающееся с «Царским сокольничим» Лансере. Сокол сидел на левой руке всадника. А из правой руки явно что-то было утеряно. В сегодняшней композиции тоже присутствует птица: сова, символ мудрости, прочь улетающая от мыслителя-неудачника. А для правой руки всадника выточена традиционная восточная секира. За его спиной навьючены пленённая женщина и награбленная церковная утварь.
Начинали мы искусствоведческий анализ с того, что подчёркивали два варианта интерпретации произведения, возникших ещё в античности – гордый галл, почётно погибающий на поле боя, и растоптанный судьбой гладиатор на развлекательной цирковой арене. У этих интерпретаций остаётся одна общая характеристика – это в обоих случаях смерть от оружия.
Но наше обсуждение этой скульптуры пошло значительно дальше, утверждая, что точно также выглядит человек, попавший в совершенно иные, совсем «не оружейные» ситуации.
Игорь, примите мое постоянное восхищение Вашим талантом! Вы создаете грандиозные и потрясающие воображение вещи! Спасибо Вам за творчество и всеобъемлющее восприятие мира!
Благодарю за высокую оценку работы! За Ваше постоянное внимание и поддержку моего направления в изобразительном искусстве. Очень Вам признателен и каждый раз рад видеть в галерее моих работ
Может не быть никакого оружия, никакого воинского столкновения, а человек оказывается в положении "Умирающего галла". Это и человек затравленный интригами сослуживцев в современном офисе, это и смертельно больной, мучительно приподнявшийся на кровати онкологического хосписа, и т.д. И ни того, ни другого, ни третьего никто лучше, чем древнегреческий скульптор из Пергама, до сих пор не изобразил.
Не изменение формы, а изменение мизансцены и названия с «Умирающего галла» на «Преодолеет!» дало принципиально новую трактовку скульптуры, хотя её форма ничуть не изменена – миг полного отчаяния внешне выглядит точно так же как первый миг решимости сопротивляться.
Также и Мыслитель выглядит точно так же как Недомыслитель. Содержание образа раскрывают только мизансцена, название, комментарии. Уже по основным контурам скульптуры совершенно ясно, что эта статуэтка задумчиво сидящего человека может выражать самые разные смыслы в разных взаимодействиях с другими фигурами («короля играет свита»), с разными аксессуарами и фонами.
Благодарю за высокую оценку работы! Ещё больше можно увидеть в галерее моих работ на нашем сайте, очень рад буду, если что-то Вам там особенно понравится
Сегодняшняя композиция имеет сложную динамичную конфигурацию, несколько фигур второго плана, множество аксессуаров. Для «смоноличивания» этого скульптурного ансамбля применены все основные виды крепления элементов между собой и с цоколем. Это взаимоврезки, резьбовые и штифтовые соединения, высокотемпературная пайка припоями, эпоксидная фиксация механических узлов.
Представим, что нам в голову пришла идея композиции, выражающей некий важный философский или жизненный смысл. Чтобы сценарная сложность не уводила нас от главных художественных и технологических вопросов, возьмём что-то попроще. Например, представим, что «действующие лица» некоего задуманного нами метафорического сюжета это: Ангел, Дьявол, Волк и Коза.
Реализуя композиционный замысел можно пойти двумя путями. Первый: глубоко проработать художественные образы героев композиции лепкой или вырезанием из какого-либо твёрдого материала, и организовать качественное бронзовое литьё по выплавляемым моделям для всех фигурок, или даже для композиции в целом.
Второй путь: найти в своей коллекции или приобрести уже готовых «претендентов на роли» и механически подкорректировать их, адаптируя к идее композиции. Т.е. реализовать замысел, минуя литейное производство с его организационно-техническими проблемами, высокой вероятностью отступлений от заданного художественного стиля, высоким процентом технологического брака.
Кто-то, кто пойдёт по первому пути скажет: «Простите, но разве можно сравнить мимику моих авторских Ангела и Дьявола и ваших покупных, даже скорректированных?». Другой приверженец первого пути скажет: «Неужели вы не видите разницы между шерстью моего и магазинного волка, между изящными рогами моей козы и вашей?».
Допустим, что эти авторы правы – у них, действительно, получилось замечательное, тонкое бронзовое литьё. Но, во-первых, так получается редко из-за сложности технологического процесса. И, во-вторых: предпринятые усилия сделали ли восприятие сюжета в целом, восприятие смысла композиции глубже? Это главный вопрос.
Естественно существует мнение, что при индивидуальном изготовлении персонажей и композиция в целом становится художественно выше. Что никакая существующая, готовая «элементная база», какой бы ни была адаптационная обработка, не сравнится с элементами, созданными «с нуля» самим автором композиции в соответствии с его общим замыслом этой композиции.
Для наглядности анализа этого мнения перенесёмся в достаточно близкую к скульптуре и лепке творческую сферу – в архитектуру. Сторонники «первого пути» будут утверждать: капитель колонны созданная самим архитектором дворца (или под его руководством) всегда лучше капителей из имеющегося ассортимента готовых архитектурных изделий, из торгового каталога малых архитектурных форм.
Если наши оппоненты будут последовательны в такой аргументации, то они должны посоветовать не только капители лепить и вырезать индивидуально, но и кирпичи обжигать, формовать каждый раз по-особому, исходя из общей идеи задуманного сооружения.
Не хватит ни времени, ни профессиональных навыков, требуемых для каждой технологической операции. Из готовых элементов, прошедших отбраковку, адаптационную корректировку, здание получится лучше.
Синтез систем (в том числе и художественных) – это самостоятельная, самоценная профессия со своей методологией и инструментарием, со своими критериями качества произведений. Несомненно, конечно, что её успехи определяются не только усилиями, способностями самого системщика, но и, что фундаментально важно – широтой и качеством располагаемой «элементной базы».
Такой синтез стал основной методологией в архитектуре, радиотехнике, автомобилестроении и других сферах именно потому, что там со временем была наработана прекрасная «элементная база». Есть из чего синтезировать оптимальные системы!
Сегодня богатейшая элементная база накопилась и в такой специфической сфере изобразительного искусства как бронзовая миниатюра. Почему именно в этой сфере?
Спецификой литой бронзы являются долговечность материала и широкое распространение технологий и оборудования литьевого копирования через слепки с любых предметов из любых материалов (дерева, фарфора, гипса, пластмасс и т.д.). Благодаря этому пространство базовых художественных элементов из бронзы и латуни практически не утрачивается, а только накапливается, расширяется с каждым годом.
Не должно возникать представления, что категория «Элемент» по своему значению ниже категории «Система», и создание системы более творческая задача, чем создание элемента. «Кирпич» только в архитектурной задаче проще «Здания», а в других задачах он может оказаться на уровне высочайшей сложности.
В архитектурных и строительных задачах кирпич (цемент, краски, арматура) – действительно простейшие элементы. Но для учёного в области стройматериалов – это сложнейшие системы, которые он должен оптимально синтезировать, располагая элементами в виде различных веществ, различных физико-химических процессов, различных технологических аппаратов и т.д.
Здесь правит своя «теория относительности». То, что в одной задаче является элементом, в другой – это система, которую надо синтезировать тоже из множества каких-то других элементов. А сложнейшая система становится элементом («кирпичиком») в задачах синтеза других систем.
Эту диалектику «кирпичика» лаконично сформулировал В.И.Ленин: «Электрон также неисчерпаем, как и атом». А его современник и соотечественник поэт В.Я. Брюсов сказал так:
Быть может, эти электроны —
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Потрясающе, Игорь! Восхищает не только ваша ювелирная композиция, но и весь ее анализ! Очень грамотное и доступное описание каждой детали. Спасибо огромное за такой утонченный труд и пояснения к нему. С уважением!
Благодарю за высокую оценку работы! За одобрение и поддержку моих творческих философско-художественных поисков, моих ювелирных и слесарных трудов создания смысловых бронзовых миниатюр
Замечательная работа! Позволю себе сказать далее :
В металле застывшая Вечность
И я наблюдаю тот мир,
Где правда и зло, есть сердечность -
Так Мастер, гляжу, сотворил.
Все образы - словно живые.
Спасибо от сердца, души.
А. руки у Вас - золотые.
За Божьи(!) достались гроши.
Игорь, вдохновения Вам и Здоровья!
Благодарю за высокую оценку работы! Благодарю за Ваше постоянное внимание и неизменную поддержку моего творчества, за яркий, эмоциональный отклик в стихах
Благодарю за высокую оценку работы! За внимание и поддержку! Найдите время зайти в мою галерею на нашем сайте, там обязательно найдётся что-то интересное
Благодарю за высокую оценку работы! За внимание к моему творчеству! Приглашаю зайти в мою галерею на нашем сайте, там обязательно найдётся что-то интересное
Благодарю за высокую оценку работы! За постоянное внимание и поддержку моих творческих поисков в разработке новых методов создания смысловых скульптурных композиций
Благодарю за высокую оценку работы! За внимание и поддержку моих творческих усилий в скульптурной композиции! За глубокое проникновение в содержание композиции!