07 сентября ’2014 22:22
Спасибо за интересные замечания. Бальтасар Грасиан в своём «Карманном оракуле» декларировал в качестве одного из правил благоразумия учиться на чужих ошибках. Споры Пушкина с Гоголем по поводу «наития» и «вдохновения» мне хорошо были знакомы ещё с юности, но я отчего-то пренебрегал замечаниями классика относительно упорного творческого труда. Бывало, делал «на вдохновении» до трех полотен в день. В то время как если заглянуть в пушкинские черновики, в которых сокрыта его творческая кухня, то мы можем увидеть, что там нет «живого» места, не затронутого многократными поправками и переписями. Сейчас мне трудно представить, что смогу замахать холст за два часа на одном вдохновении. Сказать, что меня больше не посещает «интуитивная дрожь» вдохновения нельзя, просто всё стало много сложнее и понятнее одновременно, иначе, я бы сказал. Суть места, предмета и явления невозможно постичь и запечатлеть в одночасье. Тут необходима большая работа души, нужны знания, умения и опыт. Кроме того, это должно быть адекватно понято и другими людьми, зрителями. Рука и что-то свыше, конечно, диктуют, но всё-таки работу приходится держать на «острие мысли», от её начала вплоть до её окончания.
Перейти к данному сообщению на форуме
|
|