16+
Лайт-версия сайта

Новости

Вызов обществу и провокация в чистом виде: Как художник Фелисьен Ропс стирал границы и «играл» против правил



Он определённо был одним из самых ярких художников своего поколения, живописец, акварелист, дизайнер, иллюстратор и гравёр — провокатор Фелисьен Ропс добился международного признания, став одним из самых популярных и востребованных творцов Бельгии ХIХ века. Основное исследование его творчества сосредоточено на эротических аспектах, со многими стилевыми и символистскими тропами. Ко всему прочему, его работы также включают современную критику духовенства и буржуазии, литературные иллюстрации и тяготы рабочего класса.



Ранние годы


Слева направо: Портрет Фелисьена Ропса (около 1898 года).  Фелисьен Ропс — бельгийский художник-символист.

 

Слева направо: Портрет Фелисьена Ропса (около 1898 года). Фелисьен Ропс — бельгийский художник-символист.



В 1851 году Фелисьен поступил в Свободный университет Брюсселя (Université libre de Bruxelles) для изучения философии в рамках подготовки к получению степени юриста. Там он познакомился с несколькими намюрскими друзьями и завязал новые отношения, в том числе одно из важнейших - с писателем Шарлем Де Костером. Он быстро нашёл своё место среди самых активных студенческих кружков: «Общество радости» и «Кружок крокодилов», став их официальным художником и, обладая большим талантом, овладел искусством литографии. Два года спустя он поступил в «Atelier libre Saint-Luc», одно из мест встреч брюссельской богемы, где обменивался авангардными идеями. Там он познакомился с Луи Артаном, Дюбуа, Шарлем де Гру, Константином Менье и другими будущими сторонниками реализма в Бельгии.

Слева направо: Фасад дома, где родился Ропс.  Фелисьен Ропс в своей мастерской, Поль Матей, около 1888 года.

 

Слева направо: Фасад дома, где родился Ропс. Фелисьен Ропс в своей мастерской, Поль Матей, около 1888 года.



«Я глупец, я не добродетелен, лицемерить я не соизволяю». Бельгийский художник следовал этому добродетельному пути всю свою жизнь. Его творчество и образ жизни отражают свободу духа и креативность, которые характеризуют его рисунки, гравюры и иллюстрации.


Творческий путь


Снег в Тозее, Фелисьен Ропс, 1870 год.  Фото: media.snl.no.

 

Снег в Тозее, Фелисьен Ропс, 1870 год. Фото: media.snl.no.



Выдающийся гравёр и рисовальщик, Фелисьен запечатлел и предвосхитил женские тела с большой современностью. Отказавшись от общепринятых форматов того времени, художник создавал сцены, наполненные юмором, нежностью, дерзостью, экстравагантностью и эротизмом на радость публике. Названия его работ едва ли можно окрестить невинными, и практически каждое из них свидетельствует о богатом воображении. Ни одна тема не была запретной, ни смерть, ни Священное Писание, которые проиллюстрированы с очень необычной точки зрения святого Антония, столкнувшегося с искушением плоти.

Слева направо: Сатана сеяние, Фелисьен Ропс, 1882 год.  Сатана сеет семена, Фелисьен Ропс, около 1872 год.

 

Слева направо: Сатана сеяние, Фелисьен Ропс, 1882 год. Сатана сеет семена, Фелисьен Ропс, около 1872 год.



И снова Фелисьен основывает свой современный образ на уже сложившейся иконографии отшельника третьего века и тех мучениях, которые он перенёс. На типичном изображении распятия Христа заменяет и отодвигает в сторону полностью обнажённая женщина с провокационной улыбкой. Как описано в житии святого Антония, отшельник подвергается искушению дьявола различными способами, в том числе молодыми женщинами. INRI, аббревиатура от латинского словосочетания Iesus Nazarenus, Rex Iudaeorum (Иисус Назарянин, Царь Иудейский), заменяется словом EROS, обозначающим любовь, похоть и желание.

Пляж в ограблении, Фелисьен Ропс, 1886 год.  Фото: museerops.be.

 

Пляж в ограблении, Фелисьен Ропс, 1886 год. Фото: museerops.be.



Это стандартное изображение конца века всё ещё содержит некоторую иконографию, связанную со святым Антонием, такую как рваная одежда, длинная борода, книги и свинья. Как и в другой работе художника этого периода, «Pornocratès», свинья связана с женщиной. В данном случае свинья, традиционно олицетворяющая доброту отшельника, сосредоточена на распятой женщине, демонстрируя своё подчинение ей. Наполовину скелетообразные путти, часто ассоциирующиеся с любовью, превращаются в жутких существ. Рядом с распятой роковой женщиной они, кажется, указывают на притягательную и смертоносную сторону похоти.

Слева направо: Верховный порок, Фелисьен Ропс, 1884 год, иллюстрация к одноимённому роману Жозефина Пеладана.  Человеческая пародия, Фелисьен Ропс, около 1880 года.

 

Слева направо: Верховный порок, Фелисьен Ропс, 1884 год, иллюстрация к одноимённому роману Жозефина Пеладана. Человеческая пародия, Фелисьен Ропс, около 1880 года.



Ропс жил в обществе, которое застряло в колее, где буржуазия, одетая очень прилично, проповедовала ценности, подтверждающие их принципы внешнего вида и чистоты. Он был задушен всепоглощающим конформизмом, и очень быстро его работы, особенно обнажённая натура, попытались исследовать то, что скрывается за буржуазной культурой. Фелисьен раздевал женщин не для того, чтобы запятнать их, а для того, чтобы возвысить их жизненную силу, столкнувшуюся с властью смерти и истеблишмента, ограниченного экономическими устоями и моральными или религиозными догмами. В то время интимная жизнь и эротизм были синонимом скандала из-за пуританства, навязанного ответственными лицами. Ропс же свободно использовал эту тему, отказываясь стать художником, которого терпит нетерпимое общество.

Слева направо: На обеде атеиста, Фелисьен Ропс, 1882 год.  Сфинкс, Фелисьен Ропс, 1882 год.

 

Слева направо: На обеде атеиста, Фелисьен Ропс, 1882 год. Сфинкс, Фелисьен Ропс, 1882 год.



В июне 1857 года Фелисьен женился на Шарлотте Полет де Фаво, дочери судьи Намюрского суда, которую он знал ещё с университетских времён. Супруги жили то в Намюре, Брюсселе, то в замке Тезе, недалеко от Метте, поместье, которое Шарлотта унаследовала после смерти одного из своих дядей. Фелисьен не теряя времени даром, воспользовался этим большим поместьем, чтобы пригласить в свой дом многих художников и друзей, в частности Шарля Бодлера, с которым Ропс больше всего хотел встретиться, поскольку и тот, и другой разделяли особую любовь к скелетам. Что касается поэта «Цветов зла», то в письме Эдуарду Мане он объяснил: «Фелисьен — единственный настоящий художник, которого я встретил в Бельгии». Эти двое встретились в Намюре в апреле 1864 года, и их встреча привела к большой дружбе, основанной на взаимном восхищении.

Наследие


Слева направо: Иллюстрация из книги Октав Юзаны, Фелисьен Ропс.  За кадром, Фелисьен Ропс, 1878-1880 годы.

 

Слева направо: Иллюстрация из книги Октав Юзаны, Фелисьен Ропс. За кадром, Фелисьен Ропс, 1878-1880 годы.



Знакомство Фелисьена с парижской жизнью восходит к его встрече с журналистом и писателем Альфредом Дельво в начале 1860-х годов. Именно Альфред представил Фелисьена редактору Огюсту Пуле-Малассису в Париже в 1863 году. Он доверил гравёру множество проектов. В основном это были иллюстрации к непристойным произведениям. В Париже Ропс вращался в кругах художников Café Guerbois и Café Larochefoucauld. Ко всему прочему, Фелисьен был принят Виктором Гюго, а также произвёл неизгладимое впечатление на многих сверстников своей обширной культурой и потрясающей памятью. В 1866 году Пуле-Маласси опубликовал «Обломки» (Les Epaves), сборник подвергнутых цензуре стихотворений из «Les Fleurs du Mal». Фелисьен создал для него фронтиспис и оформил La Mort au bal (Смерть на балу), La Mort qui danse (Танцующая смерть) и другие сифилитические смерти в том же «бодлеровском мире грёз». Он также проиллюстрировал крупное произведение бельгийской литературы на французском языке: «Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гедзаке» своего друга Шарля Де Костера.

Фелисьен окончательно обосновался в Париже в 1874 году, где жил с Орели и Леонтиной Дюлюк, с которыми познакомился шестью годами ранее. У него было много любовниц, но сохранились только его отношения с этими двумя сёстрами-портнихами. Он продолжал иллюстрировать работы Жюля Барбе д'Оревильи, Жозефена Пеладана, Фелисьена Шампсаура и Стефана Малларме. В 1882 году Фелисьен создал впечатляющую серию «Les Sataniques» («Сатанинские»): пять акварелей, прелюдию к серии гравюр с текстами художника, прокомментированными Жорис-Карлом Гюисмансом. Жозефен Пеладан описывает их как поэму об одержимости женщины дьяволом, в которой Ропс возвышает себя до статуса Дюрера, в то же время, более чем когда-либо, продолжая оставаться Ропсом.

Слева направо: Искушение святого Антония, Фелисьен Ропс, 1878 год.  Дама с марионеткой, Фелисьен Ропс, 1885 год.

 

Слева направо: Искушение святого Антония, Фелисьен Ропс, 1878 год. Дама с марионеткой, Фелисьен Ропс, 1885 год.



Его работа «Порнократия» устроила скандал на двадцатой выставке в 1886 году, вызвав у критиков и публики недоумении и пересуды. Ретроспектива его работ была запланирована на 1896 год в отеле Друо, одновременно с публикацией специального выпуска, посвящённого ему журналом «La Plume». Фелисьен, чьё здоровье ухудшалось, всё чаще работал в мирной атмосфере «Полумесяца», своего поместья в Эссоне недалеко от Парижа. Там он посвятил себя своей страсти к ботанике и создал новые сорта роз. Живопись была для него убежищем. Он умер двадцать третьего августа 1898 года в своём поместье в окружении Леонтины, Орели, своей дочери Клэр и самых близких друзей.

 

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/011123/57852/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

40
Песни качаем автора ругаем

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft