16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  126 535Зрителей: 69 172
Авторов: 57 363

On-line32 650Зрителей: 6544
Авторов: 26106

Загружено работ – 2 167 250
Социальная сеть для творческих людей
  

Новости

Почему над Арктикой не летают авиалайнеры




Современный мир буквально опутан сетью авиалиний. Они тянутся в самые удалённые уголки мира, где только можно посадить самолёт, и за долгие десятилетия появилось много устоявшихся маршрутов. Правда, в отличие от остального мира, над Антарктидой и Арктикой пассажирские перелёты почти не производятся за очень редким исключением. Так почему же небо над этими районами остаётся практически свободным?



Причина первая: Климатические, географические и прочие сложности

Карта маршрутов./ Фото: dzen.ru

 

Карта маршрутов./ Фото: dzen.ru



Если взглянуть на карту мира, можно заметить, как пассажирские маршруты охватывают почти весь земной шар, но обтекают Арктику и особенно Антарктиду стороной. Причина кроется не в расстояниях или отсутствии технической возможности, а в другом: в этих регионах почти никто не живёт. Полярные области — это не просто холодные пустоши, это места, где постоянно обитающих людей настолько мало, что нет смысла прокладывать через них регулярные маршруты. В Арктике ещё можно найти небольшие поселения, разбросанные по побережьям северных морей, но в Антарктиде нет ни одного постоянного населённого пункта. Есть научные станции, да, но они обслуживаются эпизодически и глобального авиасообщения никакого значения не имеют.

Аэропорт Шпицберген - редкое исключение./ Фото: 51transport.ru

 

Аэропорт Шпицберген - редкое исключение./ Фото: 51transport.ru



Когда нет постоянного населения, отпадает и нужда в регулярных рейсах. Самолёты — дорогой и сложный в обслуживании транспорт, особенно когда речь идёт о суровых климатических условиях. В Антарктиде вся логистика базируется на сезонных доставках грузов — чаще всего морем, через ледоколы и специальные суда. Летом сюда ещё могут добраться отдельные самолёты с грузами или учёными, но большая часть перемещений всё равно привязана к погодным окнам и возможностям посадки на лёд. В Арктике дела обстоят немного проще: часть территорий находится в пределах досягаемости вертолётов и малой авиации, которая используется для доставки припасов, медицинской помощи или смен сотрудников на отдалённых станциях. Авиаперевозки там, как правило, локальные, они обслуживают добывающие предприятия или научные базы и далеко не всегда связаны с остальным миром напрямую.

Полярная авиация./ Фото: yarkoeplamya.ru

 

Полярная авиация./ Фото: yarkoeplamya.ru



Впрочем, всё остальное здесь тоже не очень-то располагает к авиаперелётам – и погода, и инфраструктура, и местные природные феномены. Перелёт над этими зонами всегда сопряжён с определённым риском, прямым или косвенным, поэтому большая часть авиакомпаний не спешат рисковать. Конечно, существуют пассажирские авиарейсы над Арктикой, но их довольно мало, а маршруты для них прокладывали через недружелюбные районы, поскольку в противном случае пришлось бы делать огромный крюк, а это сильно повышает цену и делает перелёт недоступным для подавляющего большинства пассажиров.

Причина вторая: Отсутствие инфраструктуры

Импровизированный аэропорт на льду./ Фото: dzen.ru

 

Импровизированный аэропорт на льду./ Фото: dzen.ru



Если опустить вопрос о целесообразности и стоимости перелётов таких перелётов, то возникает другой вопрос об их безопасности. Ни один проложенный здесь маршрут не будет по-настоящему надёжным из-за отсутствия наземной инфраструктуры. В этом смысле Антарктика и большая часть Арктики — просто пустое место. Здесь нет аэродромов с твёрдым покрытием, нет навигационных станций, нет аварийных служб, нет даже стабильной связи на всём протяжении маршрута. Всё это делает транзитные полёты через такие территории слишком рискованными и малоуправляемыми. Даже если самолёт полностью исправен и экипаж готов к неожиданностям, отсутствие возможности быстро получить помощь в случае отклонения от маршрута делает такие полёты нежелательными.

Авиация здесь - исключение, а не правило./ Фото: dzen.ru

 

Авиация здесь - исключение, а не правило./ Фото: dzen.ru



Пассажирская авиация — это, по сути, цепочка безопасных решений, в которой каждое звено подстраховывает следующее. В обычных условиях, если что-то идёт не так, пилот может запросить запасной аэродром, диспетчер подскажет маршрут обхода грозового фронта, а в случае экстренной посадки — помощь окажется на месте за считаные минуты. Над Арктикой или Антарктидой ничего из этого не работает. Здесь нет дежурных аэродромов, способных принять большой самолёт. Если потребуется экстренно посадить самолёт, пилоту придётся искать подходящую поверхность прямо на льду, и это в лучшем случае. В худшем остаётся только лететь дальше, надеясь, что техника выдержит. В условиях полярной ночи или снежной бури навигация становится почти невозможной. Обычные ориентиры здесь отсутствуют, сигнал со спутников нестабилен, а магнитные отклонения вблизи полюсов сбивают показания приборов.

Условия для авиации недружелюбные./ Фото: naked-science.ru

 

Условия для авиации недружелюбные./ Фото: naked-science.ru



Даже если представить, что самолёт каким-то чудом смог сесть, возникает новая проблема — спасательная операция. В таких широтах ни один экипаж не может рассчитывать на быструю помощь. Расстояния огромные, погодные окна короткие, а специальная техника и подготовленные команды есть только у военных или исследовательских центров, и то далеко не всегда под рукой. При этом каждый такой вылет — это самостоятельная экспедиция, требующая тщательной подготовки и часто сопровождаемая не меньшими рисками, чем сам полёт. Без надёжной наземной поддержки даже самые современные самолёты оказываются уязвимыми, и именно это делает маршруты через столь недружелюбные территории непопулярными для регулярных перевозок. Здесь нечему подстраховать экипаж, и это знают все, кто отвечает за планирование маршрутов.

Причина третья: Неэффективные маршруты

Авиарейс из Южной Америки в Австралию./ Фото: sotwe.com

 

Авиарейс из Южной Америки в Австралию./ Фото: sotwe.com



На первый взгляд может показаться, что маршрут через Антарктиду или Арктику — это короткий путь, своего рода прямая линия между точками на глобусе. Но в действительности авиационные трассы не всегда выбираются по геометрии. Они строятся с учётом ветров, воздушных коридоров, возможности дозаправки и, конечно, безопасности. И если прикинуть реальные маршруты, становится ясно: лететь через более обжитые регионы не только проще, но и чаще всего быстрее. К примеру, рейс между Южной Америкой и Австралией теоретически можно было бы пустить через Антарктиду, но тогда самолёт оказался бы вдали от всего, что могло бы помочь в случае неполадок. Вместо этого маршрут проложен через Тихий океан с минимально возможным риском и понятной логистикой.

Цивилизованные авиаперевозки./ Фото: behance.net

 

Цивилизованные авиаперевозки./ Фото: behance.net



Та же история и на севере. Хотя Арктика кажется заманчивым местом для прямого пролёта между Европой и Азией, почти все магистральные маршруты идут чуть южнее — через Россию, Скандинавию, Китай или Казахстан. Здесь есть аэродромы, инфраструктура, и даже если маршрут чуть длиннее на карте, на деле он быстрее из-за попутных ветров, меньших ограничений и возможности более гибко реагировать на изменения погоды. Кроме того, самолёты чаще всего летают вдоль крупных транспортных узлов — это упрощает логистику, помогает распределять нагрузку и повышает надёжность перевозок. С учётом всех этих факторов полёты через полярные зоны становятся не просто сложными — они лишены смысла. Тратить больше топлива, увеличивать нагрузку на экипаж и снижать надёжность ради нескольких теоретически сэкономленных минут не готов ни один перевозчик. Особенно когда можно обойти эти регионы по куда более логичным и проработанным трассам.

 

Источник: https://novate.ru/blogs/110425/72979/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи


Трибуна сайта
40
Песни качаем автора ругаем

Присоединяйтесь 



Наш рупор
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 






© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft