16+
Лайт-версия сайта

Новости

Как голландский художник умело ловил на кончик кисти улыбки своих моделей : Франс Хальс



Художники-портретисты - это особая каста мастеров, способных вкладывать не только частичку своей души в свои творения, а и часть души портретируемых моделей. Сегодня поговорим о подлинном чуде, которое голландский художник Франс Хальс создавал в эпоху так называемого Золотого века. Главное волшебство мастера заключалось не в его умении передавать живость лиц и поз моделей, а в смехе его героев — самой притягательной части человеческой мимики, которую он мастерски ловил на кончик кисти.



Автопортрет. Франс Хальс.

 

Автопортрет. Франс Хальс

 

Франс Хальс (1583-1666) — живописец-портретист Золотого века фламандской живописи. Став основоположником живого стиля в голландском художественном искусстве, мастер прославился своей вольной манерой письма в портретном жанре, а также эволюционным подходом к групповому портрету.

Новаторство фламандского художника в жанре портрета


Весёлое общество. (1615 год.) Автор: Франс Хальс.

 

Весёлое общество. (1615 год.) Автор: Франс Хальс.



Рамки портретной живописи в стиле барокко и классицизма, весьма популярных в искусстве Нидерландов начала 17 столетия, оказались для Хальса слишком тесными, и мастер выступил реформатором жанра практически в самом начале своей карьеры. Он буквально выискивал индивидуальный характер человека в присущих лишь ему движениях, жестах, взглядах и в мимике.

 Поющий мальчик с флейтой. Автор: Франс Хальс.

 

Поющий мальчик с флейтой. Автор: Франс Хальс.



Благодаря новаторству Франса Хальса герои полотен перестали изображаться в одной единственной канонической позе, которая господствовала веками. Художник упорно экспериментировал с положением человеческих фигур в пространстве, отказываясь от традиционных условностей фронтального или профильного портрета.

 Шут с лютней. (1623 год). Автор: Франс Хальс.

 

Шут с лютней. (1623 год). Автор: Франс Хальс.



Герои полотен голландского живописца


В портретах Хальса можно увидеть представителей всех слоев общества Нидерландов: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители из простого народа, в том числе и детей. Такой демократизм его искусства был обусловлен традициями эпохи, в которой свершилась нидерландская революция.

Кормилица с ребенком. (1620 год.) Автор: Франс Хальс.

 

Кормилица с ребенком. (1620 год.) Автор: Франс Хальс.



Хальс запечатлевая своих героев в действии, в конкретной жизненной ситуации, делал акцент на мимику, жесты, позу, мгновенно и точно схватывая их. Он не только реформировал единичный заказной и групповой портреты, но стал создателем портрета, граничащего с бытовым жанром, при этом не детализируя его.

Портрет стоящей женщины с веером в левой руке. (1643 год.) Автор: Франс Хальс.

 

Портрет стоящей женщины с веером в левой руке. (1643 год.) Автор: Франс Хальс.



Стоит отметить, что заказные портреты Франс Хальс старался писать почти всегда в своей мастерской. Причем всегда усаживал свою модель так, чтобы та была освещена слева. В первую очередь, мастер концентрировался на лице и характере модели, а уж потом думал об игре света и тени на ее одежде. Еще меньше он уделял внимание реквизиту и аксессуарам, сводя его до минимума. Так, к примеру, для того чтобы подчеркнуть высокое положение заказчицы, ему хватало перчаток или веера.

«Цыганка» Лувр, Париж. Автор: Франс Хальс.

 

«Цыганка» Лувр, Париж. Автор: Франс Хальс.



Знаменитая хальсовская «Цыганка» — портрет не заказной. Вероятно, любой другой голландский портретист, включил бы ее в какую нибудь жанровую сценку, добавив, к примеру, «цыганке» кавалера или даже двух, старуху сводницу, иль несколько монеток, которые объясняли бы, сколько стоит её лукавая улыбка и высоко приподнятая корсажем грудь. Но Хальс, остался верен себе, он, как всегда, немногословен, он не стал расширять сюжет какими-либо подробностями.

Портрет Питера ван дер Броке. Автор: Франс Хальс.

 

Портрет Питера ван дер Броке. Автор: Франс Хальс.



Трое детей с козлом, запряженным в повозку. (1620 год). Автор: Франс Хальс.

 

Трое детей с козлом, запряженным в повозку. (1620 год). Автор: Франс Хальс.



Портрет Изабеллы Койманс. (1650-1652 гг.) Автор: Франс Хальс.

 

Портрет Изабеллы Койманс. (1650-1652 гг.) Автор: Франс Хальс.



О художнике


Смеющийся  ребенок. (1620-1625 гг). Автор: Франс Хальс.

 

Смеющийся ребенок. (1620-1625 гг). Автор: Франс Хальс.



Родился в 1582 в семье фламандского ткача Франсуа Халса ван Мехелена и его второй жены Адриантье в городе Антверпен. Спустя четыре года семья переехала в Харлем, где живописец и прожил всю свою жизнь. Азам живописи начинающего художника обучал Карел ван Мандер. Но особого влияния на Халса манера учителя-маньериста не оказала, он скоро выработал собственный авторский почерк и в 1610 году становится членом Гильдии св. Луки. Свою творческую карьеру Франс начал с реставрационных работ при городском муниципалитете.

Банкет членов Общества городской стрелковой роты им.Святого Георгия. Автор: Франс Хальс.

 

Банкет членов Общества городской стрелковой роты им.Святого Георгия. Автор: Франс Хальс.



Свой первый портрет Хальс создал в 1611 году, но известность пришла к нему гораздо позже - после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», написанной в 1616 году. Раннему творчеству художника были свойственны жанровые сцены и композиции на религиозные темы. А его манера отличалась пристрастием к тёплым тонам, чёткому моделированию форм при помощи тяжёлых плотных мазков.

Семейный портрет в пейзаже. (1620 год.) Автор: Франс Хальс.

 

Семейный портрет в пейзаже. (1620 год.) Автор: Франс Хальс.



Что же касается личной жизни живописца, то следует отметить, что первый брак художника закончился трагически: во время вторых родов умерла его жена и новорожденный сын. От этого брака у художника остался первенец. Во втором браке с Лисбет Рейнерс Хальс прожил почти полвека. Супруга родила живописцу одиннадцать детей. К слову пятеро его сыновей стали впоследствии довольно хорошими художниками-портретистами.

В 1620-1630 годах Хальс создает целый ряд портретов, на которых изобразил энергичных и задорных представителей из народа: «Шут с лютней», «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак».

«Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622). Амстердам. Рейксмузеум. Автор: Франс Хальс.

 

«Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622). Амстердам. Рейксмузеум. Автор: Франс Хальс.



Период с 1630 по 1640-й год был пиком наивысшей популярности мастера портретного жанра. Хальс написал много двойных портретов супружеских пар, в виде диптихов: муж на левом портрете, а жена — на правом. Единственное полотно, где супруги изображены вместе, — «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622).

И что любопытно, когда художнику, согласно желанию заказчика, приходилось на заднем плане изображать пейзаж, Хальс всегда обращался к знакомому художнику-пейзажисту Питеру Молейну.

Однако с годами, став тяжелым на подъем, не желая покидать родной Харлем, Халс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам или еще куда-либо. К слову, единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику.

Портрет молодого человека с перчаткой в руке. (около 1650 года). / Мулат. (1627 год). Автор: Франс Хальс.

 

Портрет молодого человека с перчаткой в руке. (около 1650 года). / Мулат. (1627 год). Автор: Франс Хальс.



Поздние произведения Хальса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов и оттенков: "Мужчина в чёрной одежде (1650—1652), "Портрет Виллема Круса (около 1660). К тому же в некоторых из них проявилось чувство глубокого депрессионного пессимизма: "Регенты приюта для престарелых", "Регентши приюта для престарелых" : обе написанные в 1664 году.

Регентши приюта для престарелых. (1664 год). Автор: Франс Хальс.

 

Регентши приюта для престарелых. (1664 год). Автор: Франс Хальс.



С течением  временем смех хальсовских героев стал терять былую радость, как и постепенно терял её и сам художник. В старости Франс Хальс перестал получать и вовсе какие либо заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне в 1666 году.

Послесловие


Скрипач. Автор: Франс Хальс.

 

Скрипач. Автор: Франс Хальс.



В довершение ко всем «чудачествам» фламандского мастера, хотелось бы отметить, что он почти никогда не подписывал свои работы — полагая, вероятно, что его неповторимая манера живописного письма и смеющиеся образы и так являются его визитной карточкой, с успехом заменяя автограф.

 Веселый собутыльник. Автор: Франс Хальс.

 

Веселый собутыльник. Автор: Франс Хальс.



Всего около трёхсот работ, приписанных художнику искусствоведами, дошло до наших дней. И сейчас наиболее крупным собранием работ голландского живописца обладает музей имени Франса Хальса в его родном городе Харлеме. Также немало его картин находятся в экспозиции амстердамского Рейксмузеума.

 Улыбающийся кавалер. (1624 год.) Автор: Франс Хальс.

 

Улыбающийся кавалер. (1624 год.) Автор: Франс Хальс.



Из-за манеры Хальса, которому важнее всего было подчеркнуть в изображаемом человеке именно человеческие, а не сословные черты, не всем богатым заказчикам нравился подобный, «слишком реалистический» подход мастера. Но те, кто все же решился позировать художнику, теперь вознаграждены сторицей. Их лица и через три с лишним века выглядят живыми.

К слову, это о его живописи великий Ван Гог однажды сказал, что у Халса "не менее чем 27 оттенков чёрного". Это его портрет был изображён на нидерландской банкноте в 10 гульденов, имевшей хождение в 1970-1990 годах...

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/210720/47020/




Комментарии:

23 июля ’2020   15:14
БЛАГОДАРЮ!!!МАССА впечатлений!!!Как мне нравятся такие работы!!!


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Собака проводник, мой самый лучший друг!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 

Рупор будет свободен через:
15 мин. 24 сек.









© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft