16+
Лайт-версия сайта

Новости

Одержимость кругами, городом детства и собственной сестрой: Странности символиста Фернана Кнопфа



Фернан Кнопф был воплощением декадентства. Фактический основатель бельгийского символизма, он оставался загадкой для окружающих при жизни и для исследователей – после смерти. Розенкрейцер, сторонник суфражисток, человек с фобией города Брюгге и особой любовью к кругам… Он оставил после себя работы, полные неразгаданных символов и вдохновлявшие многих художников - в том числе Густава Климта.



Рисунки Фернана Кнопфа.

 

Рисунки Фернана Кнопфа

 

Фернан Кнопф родился в 1858 году в богатой многодетной семье. Его отец был заместителем прокурора. Семья жила в Брюгге, в большом доме с видом на канал. Этот меланхолический образ – пустые улицы, мосты, каналы – преследовал художника всю оставшуюся жизнь. Четыре десятилетия он воспроизводил на холсте виды Брюгге. Однако все это время он не желал и даже фобически боялся возвращения в Брюгге, опасаясь столкновения с реальностью, разительно отличающейся от воспоминаний его детства.

Слева - предположительно, вид Брюгге.

 

Слева - предположительно, вид Брюгге.



Кнопфу предстояло стать юристом – чего еще ждать от юноши, в чьей семье юристы и судьи составляют абсолютное большинство? Правда, в юридической школе он проучился всего год. Игнорируя учебу, он находил отдохновение в книгах – Бодлер, Флобер, де Лиль… Фернан и сам начал пробовать свои силы в литературе, но в действительности его влекло изобразительное искусство. Однако учеба в Королевской академии изящных искусств Брюсселя тоже не задалась. Кнопфа в целом хвалили учителя, он с интересом изучал искусство тех лет. Академическая живопись его не прельщала, импрессионисты казались поверхностными. А вот прерафаэлиты, особенно Берн-Джонс с его чеканным ритмом, суровыми пейзажами и бледными лицами персонажей, пришлись Кнопфу по вкусу. Англия ему тоже очень понравилась, он стал настоящим англофилом. Человек, в общем-то, замкнутый и нелюдимый, он без труда влился в светскую жизнь и на каждого, кто с ним встречался, производил неизгладимое впечатление. «Металлические глазки, презрительный рот, отвращение к неряшливости – настоящий денди», - так писали о нем современники.

Вуаль. Рисунок.

 

Вуаль. Рисунок.



То же впечатление производили и его первые живописные опыты. В 1881 году Кнопф представил свои картины публике – и заслужил всего один положительный отзыв. «Гордость, изоляция, жестокость и презрение» - так писали критики о его работах. Но молодой художник лишь убедился в правильности избранного пути. Спустя два года вместе с экспрессионистом Джеймсом Энсором (которого, кстати, терпеть не мог) он основал общество Le Groupe des XX, куда входили представители авангардной бельгийской живописи. Кнопф много писал об искусстве, издавал монографии, занимался исследованиями и преподаванием – и, в общем-то, мог бы построить карьеру ученого, а не художника, если б не случай.

Слева - Эмиль Верхарн и Сфинкс. Положительная рецензия Верхарна поддержала начинающего художника.

 

Слева - Эмиль Верхарн и Сфинкс. Положительная рецензия Верхарна поддержала начинающего художника.



Знаменитым Кнопфа сделали… розенкрейцеры и один скандал. По просьбе писателя-розенкрейцера Жозефина Пеладана он начал работать над иллюстрациями к его книге. Но певица Роуз Карон узнала в порочной женщине на обложке… себя! Она возмутилась, история просочилась в прессу, а Фернан Кнопф проснулся знаменитым – правда, слава эта была сомнительной. Сотрудничество с Пеладаном продолжилось, и Кнопф неоднократно представлял свои работы на встречах Ордена розы и креста.
Постоянная героиня его работ – строгая бледная женщина с пышными рыжими волосами и античными чертами лица.

Дверь заперев, я отгородилась от мира.

 

Дверь заперев, я отгородилась от мира.



Иногда ее глаза наполнены холодной яростью или грустью, иной раз он изображал ее спящей или слепой… Часто она обращалась сфинксом или химерой, а иной раз – алхимическим андрогином. И в картине «Искусство, или нежность сфинкса» юноша, очарованный мифическим созданием, обладает тем же точеным лицом.

Реквием.

 

Реквием.



Кнопф практически не писал мужчин, и уж если сюжет картины требовал появления такого персонажа, предпочитал придать ему андрогинную внешность.
Однако доподлинно неизвестно, кто эта женщина, столь вдохновлявшая художника. Считается, что она воплощает в себе образ сестры Фернана – Маргариты, облагороженный кистью художника.

 

Отношения Фернана с Маргаритой – тоже загадка. Практически до своего замужества она была постоянной (порой единственной) его моделью. Говорили, что Кнопф любит сестру сильнее, чем это позволено брату. После его смерти в мастерской были обнаружены стопки проявленных фотографий Маргариты – он использовал их еще долгие годы после разрыва с любимой натурщицей. Кстати, у Кнопфа было передовое по тем временам оборудование для съемки, которое он использовал исключительно в личных целях.

Кнопф занимался скульптурой, графикой, фотографией, дизайном...

 

Кнопф занимался скульптурой, графикой, фотографией, дизайном...



Чувственные удовольствия, любовь в ее плотском воплощении, по всеобщему убеждению, были чужды художнику. Нет никаких сведений о его отношениях с женщинами или, если на то пошло, мужчинами. Но обвинения Кнопфа в женоненавистничестве ложны – он активно поддерживал суфражисток. Жил он замкнуто, в одиночестве, в странном доме, который придумал сам. Там были статуи греческих богов, алтарь Гипноса – бога сна и забвения, фантасмагорические интерьеры в синих и золотых оттенках. Над входом красовалась надпись «Мы владеем только собой».

Серебряная тиара.

 

Серебряная тиара.



Художник был просто одержим кругами. Он не просто регулярно использовал эту фигуру в своих картинах. В своей мастерской он нарисовал на полу золотой краской круг, в который ставил мольберт во время работы. В главной комнате «храма себя», как называл Кнопф свое пристанище, висел портрет Маргариты во весь рост.

Справа - портрет Маргариты из храма-мастерской Кнопфа.

 

Справа - портрет Маргариты из храма-мастерской Кнопфа.



Художник скончался в 1921 году, а в 1930-е годы «страшный дом» снесли с полного одобрения его родственников.
Фернан Кнопф оказал большое влияние на многих бельгийских и австрийских живописцев. На его работах выросло целое поколение символистов, «отцы» дизайна, представители Венского сецессиона, восхищались им. Наряду с Маргарет Макдональд, Фернан Кнопф стал вдохновителем художника Густава Климта. Он много работал для театра и занимался дизайном. Музыкальная комната дворца Стокле в Брюсселе – шедевра мастеров Венского сецессиона – создана именно им. Репродукции работ Фернана Кнопфа «снимались» в главном советском хорроре «Господин оформитель», где подчеркивали жутковато-утонченную атмосферу фильма.

Текст: Софья Егорова.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/140820/47192/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

51
Песни свежак, налетай всё ништяк

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft