16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  126 636Зрителей: 69 256
Авторов: 57 380

On-line30 615Зрителей: 6124
Авторов: 24491

Загружено работ – 2 169 942
Социальная сеть для творческих людей
  

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА

Литература / Пьесы / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА
Просмотр работы:
27 марта ’2025   15:24
Просмотров: 252

СМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ: https://ria.ru/20250327/teatr-2007139267.html?ysclid=m8rb5d75bn226254872

ИЗ ИСТОРИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ АФИШИ В РОССИИ.

(Театральная афиша, как исторический источник изучения театра).
Афиша в древности.

Как и все исторические источники, театральная афиша имеет свою историю и предысторию. Еще в древней Греции и Риме глашатай созывал публику на сценические игры. Афиши появились в Греции приблизительно в 4 веке до н.э., Риме- в 1 веке до н.э. Афиши древности были двух видов: рисованные и написанные. РИСОВАННЫЕ афиши вставлялись в рамы и вывешивались у театральных дверей. Они делились на три рода:

1. простое изображение сценической маски (комической, трагической, сатирической, мимической),
2. изображение всех масок пьесы, соединенных в одной раме в форме здания с колоннами и фронтоном,
3. изображение одной из главных сцен драмы.

В качестве непосредственных материальных источников можно рассматривать и древние театральные билеты. Как правило, они изготавливались из слоновой кости. На одной стороне изображался АПОЛЛОН МУСАГЕТ или историческое лицо – правитель, во времена которого устраивались театральные представления. На другой стороне – номер клина и седалища.
Такой же была реклама, зазывавшая на бой гладиаторов или приглашавшая купить рабов или посетить винный погребок: например,
«Прохожий, пройди отсюда до двенадцатой башни. Там Сарикус держит винный погребок. Загляни туда. До свидания».

Подобные объявления на камне или меди являются афишными инкунабулами. Они были обнаружены при раскопках древних Помпей.
« В золотой век ПЕРИКЛА за право входа в театр полагалась небольшая плата. Но малосостоятельных афинских граждан это не должно было смущать. По закону, проведенному при Перикле, они получали в праздничные дни особое пособие из государственной казны в два обола специально на посещение театра – так называемые «зрелищные деньги»-
ТЕОРИКОН. И вот со свинцовыми марками в руках, удостоверявшими их право на вход в театр, зрители спешили через орхестру подняться к своим местам. Места эти, по-видимому, были нумерованы. На свинцовых марках обозначался лишь сектор, отведенный для граждан той или иной филы. Первые ряды мест у орхестры предназначались для особо почетных посетителей театра: жрецов бога Диониса, должностных лиц афинского
государства и граждан, удостоенных особых почестей за какие-либо заслуги перед государством». ( Каллистов Д.П. Античный театр, Искусство, Лен.отд.,
1070,. стр 25).


Афиша нового времени.

В 1445 году Гуттенберг изобрел печатный станок. В 1482 году была отпечатана первая реклама о новом издании книги Эвклида.
На ранних театральных афишах имена авторов и исполнителей не указывались. Сведения об авторах пьес и исполнителях появились только в 17 веке. Изобретение афиши нового времени приписывается современнику Сервантеса – поэту де Овиедо. После Французской революции 1789 года афиша стала выполнять функцию постоянного театрального извещения. Позднее афиши разных театров стали отличаться цветом бумаги. Первые афиши являлись монополией церкви и государства. К 1830 году на Западе афиша уже сформировалась и имела определенный внешний вид: оформление и текст были выполнены со знанием дела. Но основное классическое требование к афише – привлекать внимание, и в связи с этим, заставлять совершать определенные волевые акты: покупать, выбирать, одобрять.

Рисованная информация.

Афиша в 19 веке является одним из самых активных видов рисованной информации и по силе воздействия на психику человека, и по своей эстетической и художественной привлекательности.
Существует классическая схема поэтапного воздействия рекламы на психику человека. Она носит название АИДА.


Attention – внимание
Interet = интерес
Desire = желание
Action = действие

К рекламным текстам тоже предъявляются особые требования. Они должны содержать краткую информацию, не быть перегруженными
умозаключениями, привлекать разные слои населения своим простым и доступным языком.
В «Петербургском дневнике театрала» за 1904 год можно прочитать о том, что в « … Нью-Йорке и Париже недавно появились афиши,
печатаемые на тротуарах и мостовых валиками огромных колес
автомобиля».
Достижения в области рисованной информации прежде всего надо связывать с высоким художественно – изобразительным уровнем исполнения и состоянием полиграфической промышленности. Разные виды рекламы для многих людей являются порой первыми попавшимися на их жизненном пути произведениями искусства.
Театральная афиша – это тоже вид рекламы, требующий и талантливых художников, и знаний некоторых законов и закономерностей, необходимых для их выполнения.
Афиша и эстетика.

Часто задаются вопросом: афиша – искусство ли это?

Афиша – это графическое средство выражения какого-либо события, от которого можно ждать высокой эстетической ценности или выдумки.
Афиша – это отражение вкусов, образа жизни, уровня культуры своей эпохи.
Общеизвестно, что знаменитые французские художники: Шере, Домье, Тулуз-Лотрек, Боннар, Пикассо, Ван-Донген, Кокто, Мари Лорансен и другие занимались оформлением афиш. К концу 19 века цветная афиша, изобретенная в 1869 году Жюлем Шере, была распространена по всей Европе, США и России. Но только во Франции по-настоящему имелось искусство афиши. Один из известнейших художников афиши – Анри Тулуз-Лотрек « … пользовался преимущественно двумя элементами литографии: острой линией и интенсивным пятном. Им выполнено около 30 афиш, которые отличаются особенной сложностью и изощренностью композиции и вместе с тем афиши эти рассчитаны на кратковременное восприятие на ходу, из окна фиакра. Своими афишами Тулуз-Лотрек определил все дальнейшее развитие искусства плаката: афиши его современника – Боннара, строятся на такой же активности цветовых пятен и гротескности силуэтов».

(Очерки по истории и технике гравюры,т.9,. стр. 365-366).

Надо сказать, что будущая гротесковость многих афиш была воспринята из многочисленных гиперболизированных образов литографий Домье. И постепенно, приближаясь хронологически к 20 веку, художники все больше и больше будут обращаться к искусству афиши. Если Тулуз-Лотрек начал с 30 афиш, то например, Пикассо выполнил их уже около 290. С 1895 по 1900 год в Париже было выпущено в свет пятитомное иллюстрированное издание
«Les maitres des afiches».

Среди других иностранных художников можно назвать великолепного МУХУ и менее известных нам: Стейнлена, Харди, Маталони, Ван Каспела,
Рида, Гинайса.


В 1791 году во Франции был принят закон, требующий выполнять официальные афиши на белой бумаге черными буквами. Наконец, закон 1881 года, регламентирующий права на расклейку афиш, т.н. «афишное право», имеющее целью воспрепятствовать распространению вредных и опасных объявлений.
Как считают французы – законодатели афишной моды – самая эмоциональная комбинация цветов на афише такова:
Красный на светло-голубом
Красный на сером
Красный на желто-зеленом

АФИША, как исторический источник, произведение искусства и вид рекламы выполняет следующие функции:
1. информационную
2. эстетическую
3. психологическую
4. историческую
5. утилитарную

Существуют афиши политехнические, коммерческие, туристические, кинематографические и афиши спектаклей. Это прежде всего афиши театров, цирков, мюзик-холлов, кабаре, танцевальных групп, эстрадных певцов и коллективов.


Афиша в России.

В России право печатать афиши для всех театров являлось монополией Дирекции императорских театров и ее контрагентов: ( ГОПП- в Петербурге и ЛЕВЕНСОН – в Москве). Эта монополия была введена актером Рыкаловым
Василием Федотовичем (1771-1813). Читаем у П.Арапова: «Русская труппа в конце 18 века состояла из 21 актера и 22 актрис, в числе коих были замечательные артисты… в том числе и Рыкалов Василий Федотович представлял превосходно стариков в мольеровских комедиях… Большой успех имела «Модная лавка», оригинальная комедия И.А.Крылова в трех
действиях, где между прочим при обыске контрабанды находят помещицу Сумбурову в шкафу, где она скрывалась из боязни быть настигнутою мужем в модной лавке. Рыкалов был превосходен в роли Сумбурова».

П.Арапов. Летопись русского театра, стр.90).

Афиша в России была уже известна в 18 веке, если доверять упоминанию об этом Э.Бескина в «Истории русского театра». Он пишет: «В начале тридцатых годов (18 века) в Петербург приезжают немецкие кукольники-
«кунштмастеры»- с кукольным театром. В сохранившейся афише этого театра читаем: известно, что недавно прибывшие сюда немецкие показатели выпускных кукол смотрения достаточную комедию представлять будут:
о преступлении прародителей Адама и Евы, где показаны будут виды неба, ада и красного рая с различными зверями и приятным пением птиц…
Коме этого ставились и дошли до нас афиши еще семи комедий».
В Театральном музее имени А.Бахрушина сохранилась шрифтовая афиша Петровского театра в Москве 1791 года спектакля «Пустельга».

«В 1785 году возникло неудовольствие в публике, что нередко не исполняется Дирекцией то, что публикуется в афишах, и поэтому 2 декабря 1785 года состоялось Высочайшее повеление, дабы при объявлении публике о балетах, непременно и с крайней точностью все было исполняемо, если же чего против объявления дано не будет, то при выходе из театра зрителям возвращать ими заплаченные деньги».
Из собрания афиш, имевшихся в Императорской публичной библиотеке, было видно, что с 1812 года была объявлена подписка на афиши с оплатой 10 рублей в год.
Среди русских художников упоминаются незнакомые нам имена: И.Галкин, В.Тим, В.Андреев, Н.Орлов, И. Порфиров.

Афишный репертуар рассматриваемого периода.

60 – 70 годы 19 века для русского театра – период такого расцвета, который в этом столетии более не повторится. Национальная школа драматургии, созданная А.Н.Островским и блестящая плеяда русских актеров занимают в художественной культуре своего времени места не меньше, чем романы И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, живопись передвижников, музыка композиторов «Могучей кучки».
На афишах второй половины 19 века мы можем встретить такие спектакли, как «30 лет или жизнь игрока», «Ревизор» или «Горе от ума» с М.С.Щепкиным, М.Садовский привлечет наше внимание спектаклями «Жених из ножевой линии» и «Женитьба». С.В.Шумский будет занят в таких спектаклях, как «Карьера» и «Разбойники». Г.Федотова и А.Ленский удивляли своих современников в шекспировской «Строптивой». Такие имена, как Н.Никулина – Косицкая, Львова – Синецкая встретятся нам в спектаклях «Честность», «Гроза», «Ольга – русская сирота». Спектакли «Птички певчие» и «Цыганские песни в лицах» будут связаны с именем М.Лентовского. Великая трагическая актриса М.Ермолова не однажды
привлечет наше внимание в афишах и программах. От Пушкинского театра Бренко, Антреприз Лентовского, выступлений Шаляпина в Мамонтовской частной опере, Оперы С.Зимина, Семейных садов в Петровском парке, Летних театров в Подмосковье до обширно представленной театральной провинции и некоторых театров Петербурга. От первых постановок спектраклей МХТ до гастролей Сары Бернар, Марии Гай и Айседоры Дункан. Таков далеко не полный перечень театров, антреприз и великих имен, которые можно встретить на афишах ГЦТМ имени А.Бахрушина.


Галина Мягкова (Член Союза литераторов РФ).
Фрагмент

Хочешь пойти в театр,
Возьми с собой валерианку.
Надпись на рекламе.









Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
Собака проводник, мой самый лучший друг!

Присоединяйтесь 



Наш рупор






© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft