Что является критерием истинности или лжи в мире воображения, в мире человеческого (и демонского) произвола?
Обыденный критерий истинности слов, образов и мыслей - это соответствие их реалиям материального мира. Это критерий, конечно, ошибочный. Согласно ему, ближе всего к Истине фотография и документальное кино, а вот видения библейских пророков - какая же в них Истина? К счастью, даже и материалист понимает, что все не так просто: сказка - ложь, да в ней намек. Сказка - ложь в материалистическом смысле; но суть дела определяется содержащимся в ней намеком: на что намекает сказка? Этот "намек" может быть и ложью, и истиной.
Реальность нашей духовной жизни - это то, что мы воображаем (включая и те образы, которые принимаются нами извне). Воображение бывает активное и пассивное (ментальное восприятие, видение, сновидение). И в той, и в другой области воображения может быть истина, а может быть и ложь. Что же, если не материальный мир, может служить критерием истины и лжи в этом ментальном мире?
Ни что иное как Божественная воля и своеволие. То воображение, которое подчинено воле Всевышнего - это воображение истинное. То воображение, которое формируется по собственному почину и произволу созданных Богом духов (в том числе, и нас с вами) - это воображение ложное. Этот критерий простой, эффективный, но весьма жестокий.
(Максим Солохин)
Предлагаю вашему вниманию послушать фрагмент работы Максим Солохина "Религиозные корни психологии". Фрагмент называется "Критерий истины". Читает Красных
Татьяна