Духовные сокровища Востока 71
Съёмка выполнена мной 18 мая 2012 года в Международный день музеев.
12 апреля -3 июня 2012 года Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева представлял выставку «Сокровища буддийского искусства».
Два крупных сибирских музея обменялись выставками. 11 апреля 2012 года в Улан-Удэ открылась экспозиция «Западноевропейское искусство» из фондов Иркутского областного художественного музея им В.П. Сукачева. На следующий день в столице Приангарья жителям стали доступны «Сокровища буддийского искусства» из Национального музея республики Бурятия. Всего в коллекции более 70 уникальных предметов конца XVIII – начала XX века.
Национальный музей республики Бурятия хранит одно из лучших в России собраний по буддийскому искусству бурятской школы, и это одно из главных его сокровищ. Для выставки в Иркутске отобрали работы, которые отражают философию религии и историю ее развития на территории Бурятии. Коллекция была впервые показана за пределами Бурятии. Многие экспонаты были отреставрированы специально для этого проекта.
Ездовым животным бога Индры (Сакры в буддийском пантеоне) является белый слон по имени Айравата, который умеет летать.
Айравата изображается в виде священного белого слона, обычно с четырьмя бивнями в Индии и иногда с пятью головами в Юго-Восточной Азии.
Королеве Майе приснилось, что белый слон с шестью белыми бивнями вошёл в её правый бок. Предсказатели предрекли рождение царевича Будды или чакравартина (всеобщего правителя).
В буддийских королевствах Юго-Восточной Азии белый слон был символом Шакры (Индры), главного дэва горы Меру, то есть идеального всеобщего монарха, праведного царя. Владение белым слоном символизировало царскую власть.
Будда в одном из своих воплощений родился белым слоном.
Трезубец Тришула - три копья, один из основных знаков Шивы, означает его тройственную природу: творца, хранителя и разрушителя Вселенной. В ранних изваяниях и нумизматике трезубец также находится у Вишну. Трезубец держит в одной из своих рук богиня Дурга (Кали).
Триратна - три драгоценности буддийской доктрины:
Будда,
Дхарма (закон, учение),
Сангха (монашеская община).
Триратна изображается в виде тройственного символа: трезубца тришулы, обрамлённого алмазной ветвью (ваджрой), расположенного поверх цветка чакры - лотоса.
На этом фото можно рассмотреть некоторые из восьми благоприятных символов - Аштамангала.
Набор из восьми благих эмблем использовался в Индии при посвящении или коронации. Первоначальный состав включал:
трон,
свастику,
отпечаток руки,
рыболовный узел,
вазу с драгоценностями,
бутыль для воды,
пару рыб,
чашу с крышкой.
В буддизме эти восемь благих знаков представляют пожертвования, сделанные небожителями Будде Шакьямуни сразу после того, как он достиг просветления
Восемь драгоценностей буддизма это:
зонт, который защищает от злых помыслов;
две золотые рыбки - символ счастья и единства;
ваза, наполненная напитком бессмертия - сокровищница благих намерений;
цветок лотоса - символ божественного происхождения и залог спасения;
закрученная спиралью вправо раковина - символ блаженства;
узел бесконечности - символ бесконечного цикла перерождений;
знамя победы - символ горы Меру, центра Вселенной;
колесо с 8 спицами - символ восьмеричного пути к совершенству.