Бронзовая композиция, высота 18 см.
Эта работа даёт повод, имея определённую визуальную привязку, сосредоточить размышления на таком интереснейшем социально-психологическом явлении как молчание, молчаливость, молчаливое согласие и одобрение, молчаливое соучастие, молчаливый протест. На огромном множестве других смыслов и ролей этой «пассивной» формы человеческого общения.
Свидетельство о публикации №494880 от 3 июля 2025 года
В центре композиции маска молчания – герой сегодняшней темы, приложивший пальчик к губам. Сам молчит и всем советует молчать. Вокруг него бушует лживый, ленивый и рушащийся мир, в котором искренним словам нельзя найти ни понимания, ни сочувствия.
Спасительное «Промолчи» нашёптывает нашему молчальнику ангел-хранитель. В композиции их даже двое (повезло человеку), они на переднем плане – потупили взор, как бы стыдясь неприметности, неяркости своего воспитанника.
Маска покоится в бутоне лотоса. Лотос – растение, почти не нуждающееся в почве. Ангелы как бы зовут нас в аллегорию: «Не находя почвы понимания, тоже можно жить: лотосом взрасти в себе привычку молчать».
Но начнём мы комментарии не с высоких философских и нравственных категорий, а с зарисовок умолчаний самых бытовых, житейских. Постигать «науку молчания» мы начинаем не от того, что нас не понимают. Эмоциональная формула из школьного сочинения «Счастье – это когда тебя понимают» становится великим откровением только в подростковом возрасте.
Кстати, эти слова из фильма «Доживём до понедельника» произнесены очень давно Конфуцием и являются только частью одного из его великих афоризмов: «Счастье – это когда тебя понимают, большое счастье – это когда тебя любят, настоящее счастье – это когда любишь ты».
В первый раз мы замыкаемся в молчании в очень раннем детстве, когда нас все прекрасно понимают. Замолкаем от того, что вдруг в воздухе зависает пренеприятный вопрос, кто съел все конфеты.
Бытовые, житейские помалкивания, осознанные и неосознанные, автоматические и глубоко продуманные, пронизывают всю нашу жизнь. Помалкиваем во избежание разрастания, раскручивания самых разных проблем.
Когда, например, нам плохо отремонтировали квартиру, автомобиль, бытовую технику, мы всё чаще с годами принимаем решение «лучше промолчать, чем связываться, нервы дороже». К счастью, современный рынок реально «раскрыл покупателям рты», предоставив удобные возможности высказаться и получить компенсацию в случае некачественных товаров и услуг.
А были времена, когда и плохо сшитую одежду, уродливую мебель покритиковать было невозможно, и приходилось молча смиряться со всем, что дают. Помните популярнейшую миниатюру Райкина «Кто сшил костюм?». Возмущению от невпопад пришитых рукавов и пуговиц нет границ, но в финале жертва ателье приходит к выводу: может быть, правильнее снизить критичность своего отношения к окружающему и помалкивать?
У слесаря с гаечным ключом, которым он не умеет пользоваться, у врача с термометром и шприцем (тоже не знает, что куда). И естественно эти неумелые ручки надёжно прихватывают рублёвые и долларовые «монетки». А у музыканта, редко попадающего в ноты, уши растут тоже не оттуда, откуда надо. Но ввязываться в диспуты с этими попа-персонажами не хочется! Помалкиваем.
Почему в композиции так много внимания ленивым и неумелым? Потому, что попы, из которых растут руки, делают скульптуру «ярче»? Нет, конечно: только потому, что именно лень – мать всех пороков. Лень как превалирование склонности к потреблению над склонностью к созиданию.
Именно чья-то лень учиться, думать, досконально изучать порученное дело ведёт и к бедствиям ещё более серьёзным, чем пуговицы, шприцы и ноты невпопад. Лень изучать своё дело – вот причина некомпетентных решений и слесаря, и начальника железнодорожной станции, и министра.
В композиции мы видим, как срываются под откос поезда, вырубаются леса, задыхаясь на лету, камнем падают на землю птицы, никакие водные фильтры и противогазы не спасают от отравления и удушья пленников городской жизни.
Умение молчать, это верный шаг к внутреннему прозрению! Игорь, восхищаюсь Вашими работами и жизненной философией! Удачи Вам в творчестве и нескончаемого вдохновения!
Благодарю за высокую оценку работы!За Вашу постоянную поддержку моего творческого направления, глубокое понимание роли "смыслового" искусства в развитии цивилизации
А есть ещё ужасающая фальсификация пищевых продуктов и лекарств, есть перерастающая Эверест лавина бытовых и промышленных отходов, есть финансовое мошенничество с применением наилучших информационных технологий и многое-многое другое.
На самом верху композиции стенания и вопли ещё живых и уже мёртвых жертв происходящего. Но наш герой и все согласные с мудростью его пальчика на губах ничего не слышат.
А кто-то по долгу службы ни с того, ни с сего заливисто вдруг запоёт знаменитую песню об умалчивании всяческих бедствий: «Всё хорошо, прекрасная маркиза. Всё хорошо, всё хорошо!».
Справа на заднем плане в кроне спиленного дерева прячется Дьявол, выставляя на передний план руку в знаменитом жесте, означающем смертный приговор, который публика выносила на аренах Древнего Рима раненому гладиатору.
В этом фрагменте отметим контрастное сплетение, «игру рук» персонажей композиции: грубая, огромная ручища дьявола с опущенным большим пальцем; изящная дамская ручка, держащая лотос; вздёрнутый вверх пальчик главного героя.
Дьявол приговаривает к смерти не раненого гладиатора, а весь мир! И приговаривает, опираясь на лицемерное умалчивание мировым сообществом его насущных проблем, на помалкивание тех, кто по роду службы должен бить тревогу. И, конечно, на всеобщее, гибельное «молчание ягнят».
Вернее, так: о глобальном экологическом кризисе сказать можно и даже нужно, и даже все Молчалины Земного шара обязательно об этом говорят. Но вот сказать о конкретной вырубке под конкретную застройку, о загрязнении озера конкретными сбросами – это уже такой риск, что можно и в живых не остаться.
Да, и о мировых экологических проблемах говорят «без алармизма», «осторожненько». Это только в нашей композиции Земля дрогнула и поползла в какую-то чёрную пучину, всё больше ускоряясь в этой катастрофе.
А вообще-то выгоднее молчать и делать вид, что ничего не происходит. Во всяком случае, каждому кажется, что выгоднее. А тревога гасится в глубине души стандартными анальгетиками «От меня ничего не зависит», «На наш век хватит», «После нас, хоть потоп».
Если кого-то заинтересует весь комплекс причин игнорирования человечеством нависшей над планетой смертельной опасности, очень рекомендую свою книгу «Игнорирование экологических угроз», Физматлит, 2007.
Конечно, в нашем, молчании, в нашей кажущейся спасительной трусости, виноваты и наши ангелочки-хранители. Для них ведь нет ценности выше нашего персонального благополучия и душевного равновесия.
Как видим, ангелы «беззаботно», вместе с нами, сползают в чёрную пучину, и вот-вот в неё опрокинутся. Но за них волноваться не надо. Все божественные существа в последний момент легко вспорхнут с поверхности Земли и улетят в новые пространства. Мы это прекрасно видели в композиции «Последняя муза успевает покинуть Землю» https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/sculpture/met_skulp/2602017.html
Интересно заметить, что ангелы как бы отстранились-отвернулись друг от друга. Как будто что-то подпортило их дружеские отношения, какая-то кошка пробежала.
Если бы автор композиции не имел цели что-то этим сказать, то никакого зазора между фигурами бы не сделал, реализуя стратегическое стремление скульптурных композиций к «смоноличиванию». Значит, есть веские основания не применить этот художественно-технический приём, оставить скульптурный «зазор»? И соответственно загадать зрителю загадку: почему отдалились друг от друга ангелы?
Могут быть разные версии-отгадки. Автор имел в виду, что ангелы разошлись во мнениях (возможно, что даже поссорились), пытаясь выработать общее решение для своего подопечного. Может быть, только один по какому-то поводу прошептал «Промолчи», а другой промолчал, или даже призвал высказаться по совести. Так что у них тоже всё не просто, и не только эгоцентрическими интересами подопечного руководствуются ангелы в своих решениях.
Важную морально-этическую закономерность можно заметить в построении ярусов композиции. На нижнем ярусе мы видим конкретные «руки и уши из попы» слесаря, врача, музыканта. А вот выше по ансамблю «поп» уже не видно – технические и экологические аварии и катастрофы уже обезличены. Конкретно никакая «попа» как бы не виновата.
Писатели всегда замечали, что такому как будто бы пассивному по своей сути молчанию свойствен широчайший спектр влияния на развитие событий, свои эмоциональные вершины и противоречия (мало человечеству противоречий в речах). Эта форма общения имеет колоссальный диапазон воздействий на человека, возможно, такой же, какой имеет такая активная, энергичная форма общения как слово.
То, что «Молчание – золото», известно очень давно. Древнеримский поэт Публий Сир дал этой «теореме» строжайшее математическое доказательство, приведя предельно убедительную статистику: «Я часто жалел о своих словах, но никогда – о молчании».
И всё-таки оставалось не ясным, почему молчание оказывается лучше даже самых разумных, взвешенных высказываний. Понадобилось ещё 2000 лет, чтобы окончательно понять, за какие уникальные заслуги оно восседает на троне человеческого общения. Эту полную ясность внёс Андре Маруа: «Всякий разумный довод наносит обиду».
На нижней границе диапазона морально-этических ролей молчания ничего не меняющие ни в чьей жизни безобидно-фольклорные, лёгонькие утаивания вроде «Молчи – за умного сойдёшь».
Гораздо драматичнее стихотворение Ф.Тютчева:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.
Здесь и судьба избравшего молчание, здесь и задетые судьбы других людей.
На верхней границе своих «ролевых игр» молчание наполняется жесточайшим трагизмом. «Вот как просто попасть в палачи: промолчи, промолчи, промолчи!» (А.А.Галич). «В конце всего мы будем помнить не слова наших врагов, а молчание наших друзей». (Мартин Лютер Кинг).
Морально-этическая значимость темы молчания ярко отражена и в изобразительном искусстве. Наиболее впечатляюще в полотнах мастеров глубокой психологической живописи.
Каждый из нас не раз встречал популярнейшую винтажную обезьянку «Ничего никому не скажу». Все мы знаем десятки вариантов знаменитых мужских и женских политических бюстов «Не болтай!». Многие увлечённо искали Молчалина на постаменте памятника Грибоедову на Чистопрудном бульваре, а кто-то, прогуливаясь по улицам Гааги, видел и статую Вильгельма Оранского-Молчаливого. Бесчисленны варианты «Масок молчания» (одна из них использована в нашей композиции).
В настоящей работе как будто сформировался интересный двухкомпонентный художественный образ глобального кризиса цивилизации, характеризуемого нарастанием частоты и масштабов техногенных и экологических катастроф. Это образы срывающихся под откос поездов и камнем падающих на землю мёртвых птиц. Массовость этих срывов визуально выражает повтор изначальных элементов (второй поезд, вторая птица).
Несколько неожиданно в этом поиске художественной символики оказалась «в тени» тема вырубки лесов. Хотя неоднократно и с явной перспективой в нашей галерее появлялись и спиленные деревья, и топоры, и пилы, и разгневанный Лесной царь. Похоже, что поезда и птицы «выиграли конкурс», благодаря динамичности образов.
С интересом рассмотрела уникальную композицию и прочла все части сопроводительного авторского текста на любопытную тему. Думаю,
язык нам дан, чтоб не молчать -
расти сознанью помогать.
Лишь разум-оберег спасёт -
от пропасти нас отведёт.
Пусть слово наше и молчание
будут нацелены на созидание,
на позитивное развитие,
а не на горькое дожитие.
Спасибо!